Кондолиза Райс, объявленная вчера новым госсекретарем США, разделяет религиозные взгляды, принципы международной политики президента и общается с ним больше, чем кто-либо из представителей его администрации, по словам их коллег и знакомых.
Ее переезд из Белого дома, где она выступала советником по вопросам национальной безопасности, в здание Госдепартамента, где она будет управлять американской дипломатией, обеспечит Джорджа Буша самой преданной наперсницей, которая будет претворять в жизнь все его решения.
По этой причине, считают некоторые, назначение Райс следует воспринимать скорее как административную перестановку с целью укрепления власти президента, чем как знак радикальных перемен в международной политике после ухода Колина Пауэлла.
В своей речи, выражая согласие принять этот пост, Кондолиза Райс, в прошлом проректор Стэнфордского университета, говорила вчера о "многообещающей и глобальной" программе, которой она намерена следовать.
Как и у президента, стратегическое мышление Кондолизы Райс и ее восприятие мира претерпели изменения после теракта "Аль-Каиды" 11 сентября 2001 года.
В качестве специалиста по Советскому Союзу Райс не раз причисляла себя к традиционной "реалистической" школе, адепты которой верят в стратегию устрашения и сдерживания. Именно эти качества привели ее в Белый дом под крыло Брента Скоукрофта, советника отца нынешнего президента, Джорджа Буша-старшего.
В статье, написанной в период, когда она была советником Джорджа Буша-младшего, тогда еще губернатора Техаса, во время его избирательной кампании, Райс рассуждала о том, что в отношениях с Россией и Китаем важно, чтобы США сконцентрировались на собственных интересах.
Многосторонние договоры и международные организации, настаивала она, не должны быть самоцелью, и США должны хорошенько подумать, прежде чем вступать в какие-то отношения из чисто гуманитарных мотивов.
Однако после 11 сентября она неоднократно говорила о необходимости рассчитанной на долгосрочную перспективу трансформации на Ближнем Востоке. "Во многих регионах чувство безнадежности создает плодотворную почву для идеологии ненависти, которая заставляет людей забывать об образовании, карьере, семье и стремиться вместо этого к участи смертника, чтобы взорваться и унести с собой как можно больше невинных жизней", - писала она в прошлом году.
Ее приверженность к распространению демократических идеалов основана на ее религиозных убеждениях, которые она, прихожанка пресвитерианской церкви, разделяет с Бушем, методистом. "Она не смотрит на мир сквозь розовые очки, - говорит один из ее бывших коллег. - Она видит все зло мира без прикрас".
Некоторые люди в Госдепартаменте, гордящиеся своим комплексным видением мира, опасаются, что Райс будет проталкивать неэффективную стратегию, которая основывается на утопии. Однако другие видят в ней гибкость и прагматизм, которые помогут США в новой попытке уладить палестино-израильский конфликт.
Министр иностранных дел Израиля Сильван Шалом сказал вчера: "Она настоящий друг Израиля. Ее дружеские чувства к Израилю очень глубоки и исходят из ее религиозности и веры".
Назначение Райс не заставило коридоры Госдепартамента "содрогнуться от ужаса", говорит один из служащих. Многие из тех, кто работал с Пауэллом, боялись назначения кого-то из лиги жестких неоконсерваторов.
Один из приятелей Райс говорит, что она, чернокожая, стала "крепче гвоздя" благодаря тому, что росла в Бирмингеме, штат Алабама, во время расовых волнений 1960-х, когда один из ее одноклассников даже погиб во время взрыва баптисткой церкви.