"Отвратительно", - так глава британской дипломатии Джек Стро прокомментировал вчера информацию о жестоком убийстве ирландки Маргарет Хасан, имевшей британское и иракское гражданство.
Руководительница багдадского отделения Care International, проработавшая в этой гуманитарной организации 12 лет и прожившая Ираке последние 30 лет, "вероятно", была убита своими похитителями, разделив участь другого заложника - Кеннета Бигли. Видеокассета с записью сцены казни, как и в том случае, поступила в редакцию телеканала Al-Jazeera.
Маргарет Хасан, супруга иракского экономиста Тахсина Хасана, за которого она вышла замуж в начале 1970-х годов, не хотела уезжать из Ирака. Очень активное в первые дни после ее похищения 19 октября, британское правительство в дальнейшем воздерживалось от любых демаршей.
Впрочем, австралийский филиал Care International, в котором она работала, официально попросил британские власти не вмешиваться, так как Маргарет Хасан не имела никакого отношения к политике, проводимой Лондоном в Ираке. Вчера, подчеркнув, что он не знает, является ли видеокассета подлинной, ее муж обратился к палачам со словами: "Я хочу, чтобы мне ее вернули, чтобы она покоилась с миром. Пожалуйста, верните мне ее".
После войны 1991 года в Заливе 59-летняя Маргарет Хасан не переставала говорить о страданиях иракского народа, подвергшегося международным санкциям. Она прилагала неустанные усилия по оказанию помощи детям, улучшению условий жизни населения (в частности, налаживанию водо- и электроснабжения), доставке в страну лекарств и обустройству больниц.
Британский заложник Кеннет Бигли, обезглавленный в начале декабря, работал на одну из компаний, участвовавших в восстановлении Ирака, по контракту с США. Маргарет Хасан работала совсем по другой линии, и это позволяло надеяться, что обращение с ней будет иным. Она была использована как инструмент пропаганды и давления в тот момент, когда британский премьер-министр изучал просьбу американцев о передислокации британских солдат в Багдад и Эль-Фаллуджу.
"Пожалуйста, попросите Тони Блэра вывести войска из Ирака и не приводить их сюда, в Багдад", - умоляла Маргарет Хасан.
Помимо ее сугубо гуманитарного профиля, была еще одна причина, позволявшая надеяться на ее освобождение: похитители, видимо, были простыми уголовниками, поскольку они пытались торговаться о получении выкупа за освобождение своей жертвы. Друзья, родные и сторонники Маргарет Хасан в один голос говорят, что она всегда "ощущала себя прежде всего дочерью Ирака".