В Москве не проходит и дня, чтобы волнения, сотрясающие Францию, не нашли отражения на страницах СМИ, в политических дискуссиях и в разговорах на кухне. "Вашей Франции конец!" - статью под таким заголовком публикует журнал "Власть". "Мавры за работой" - пишет другой журнал, объясняющий читателю, "почему горел Париж". В воскресенье 13 ноября большинство российских телеканалов начали еженедельные информационные обзоры с "бунта иммигрантов" - темы, к которой москвичи возвращаются во всех разговорах.
У большинства россиян кадры, которые они видят на телеэкране, вызывают шок прежде всего потому, что они демонстрируют им не ту Францию, которую они, как им самим кажется, знают и культурой которой они восхищены - Францию Бальзака, Виктора Гюго и Александра Дюма. Именно на этой Франции остановился их взгляд в советскую эпоху, и именно ее они считают квинтэссенцией цивилизации.
Те, кто побывал в Париже - а их становится все больше, - с трудом оправляются от потрясения после увиденного: "Столько африканцев, столько арабов! Для меня было таким унижением стоять с ними в очереди в префектуру!" - говорит Витя, студент, два года назад проживший во Франции несколько месяцев. "Хорошо, что ваш министр внутренних дел их депортирует: это их утихомирит", - говорит отставной военный Борис. Страсти накалились настолько, что в адрес московского корпункта газеты Le Monde из российской глубинки стали поступать письма в поддержку Франции "против этих злых арабов и неблагодарных негров".
Эта фобия нашла отражение в недавно изданной книге "Мечеть Парижской Богоматери", в которой описывается Париж 2047 года, подчинившийся исламской религии. Его жители, не принявшие ислам, вынуждены жить в гетто. "Религиозная война между христианством и исламом не просто неизбежна: она уже началась", - заявила Елена Чудинова, автор книги, агентству "Интерфакс".
Ибо чаще всего происходящее во Франции воспринимается здесь именно как столкновение цивилизаций и война религий. Отвечая на пресс-конференции на вопрос о том, почему произошли "волнения во Франции", начальник управления Федеральной миграционной службы Вячеслав Поставнин сослался прежде всего на "исламский фактор". Александр Привалов (еженедельник "Эксперт") пояснил, что бунтовщики во Франции - это "в большинстве своем молодые исламисты".
Французские "эксперты", отобранные телеканалами в качестве комментаторов, только подкрепляют эту тенденцию. Слова из интервью Жан-Мари Ле Пена - "Я давно говорил, что Франция превратится в алжирскую страну" - принимаются за чистую монету.
Элен Каррер д'Анкос, член Французской академии и историк, специализирующийся на России, на канале НТВ сказала следующее: "Все удивляются: почему африканские дети - на улице, а не в школе? Почему их родители не могут купить квартиру? Ясно почему: многие из этих африканцев - многоженцы". В интервью газете "Московские новости" она добавляет: "Французское телевидение настолько политкорректно, что просто кошмар. У нас есть законы, которые мог бы придумать и Сталин. Вы сядете в тюрьму, если скажете, что на телевидении - пять евреев или десять негров. Люди не могут выражать свое мнение по поводу этнических групп, Второй мировой войны и по многим другим вещам".
Выражая свое отношение к французскому кризису, Россия, которая считает себя последним оплотом между Европой и варварством, переживает собственные страхи. "То, что происходит во Франции, будет и в России, я в этом уверена", - говорит Елизавета, учительница французского языка. Этот вопрос звучит постоянно. "Угрожает ли нам повторение французского сценария?" - спрашивал в воскресенье телезрителей телеканал РТР.
"Ничего такого не будет", - говорит Модест Колеров, человек, который в президентской администрации занимается борьбой с "оранжевыми революциями". Россия, напоминает он в интервью агентству ИТАР-ТАСС, "уже тысячу лет" является "многонациональным государством". Социолог Валерий Тишков, слова которого приводит РТР, тоже исключает такое развитие событий: "Наши иммигранты запуганы, загнаны - я не думаю, что они решатся на такие варварские поступки", - сказал он.
После прихода к власти Владимира Путина националистические настроения в стране нарастают, и лозунг "Россия - для русских" пользуется определенным успехом. С другой стороны, война в Чечне послужила благоприятной почвой для распространения этнической ненависти к "черным" (т.е. к кавказцам и выходцам из Центральной Азии), которых человек с улицы считает "варварами". 4 ноября, в праздник "национального единства", около тысячи демонстрантов прошли по улицам Москвы, скандируя расистские лозунги против "кавказской мафии" и "таджикских наркоторговцев".
На прошлой неделе ультранационалистическая партия "Родина" распространила телеролик в рамках кампании по выборам в парламент, которые состоятся 4 декабря. В нем на скамейке сидят темноволосые люди, которые едят арбуз и бросают корки на землю. Мимо проходят двое лидеров партии "Родина" - Дмитрий Рогозин и Юрий Попов. Они просят этих людей убрать за собой. "Вы по-русски понимаете?" - спрашивает Юрий Попов.
Ролик заканчивается лозунгом: "Очистим наш город от мусора!", в котором отражена программа партии "Родина". После протестов посла Азербайджана в Москве ролик был снят с эфира. Но он был увиден многими и у многих остался в памяти. Это красноречиво свидетельствует о страхах, испытываемых сегодня россиянами и отражающихся для них во французских событиях, как в зеркале.