Доклад МАГАТЭ, опубликованный в понедельник, выявил нарушения хронологии в пояснениях Ирана по ядерному объекту в Куме. У мирового сообщества нарастает пессимизм относительно ядерной программы аятолл, пишут газетные комментаторы. The Times удалось ознакомиться с секретным проектом соглашения аль-Барадеи.
Спутниковые фотографии свидетельствуют о том, что Иран начал строительство ядерного объекта близ Кума на пять лет раньше, чем он утверждает, пишет The Los Angeles Times, ссылаясь на доклад Международного агентства по атомной энергии ООН (МАГАТЭ), опубликованный в понедельник.
Иран заявил, что начал строительство объекта в 2007 году в ответ на военные угрозы, прозвучавшие от администрации Буша. Но снимки показали, что строительство началось в 2002 году - задолго до того, как иранская ядерная программа стала вопросом, горячо обсуждаемым на международном уровне.
Нарушение хронологии и инспекция этого завода, которая выявила, что он уже оснащен инфраструктурой, заставляют агентство строить предположения о существовании у Ирана других секретных ядерных объектов, говорится в статье.
Острая полемика вокруг иранского ядерного объекта в районе города Кум продолжается, пишет Corriere della Sera. МАГАТЭ требует разъяснений по этому предприятию, в ответ Тегеран на повышенных тонах заявляет, что "мы будем продолжать обогащать уран", потому что "наши права не подлежат обсуждению".
То, что объект строился в тайне, по мнению МАГАТЭ, уже является нарушением. Агентство потребовало дополнительную информацию, поскольку хочет понять, с какой целью он создавался и как вписывается в программу Тегерана по развитию атомной энергетики. При этом, указывает корреспондент, информация о тайных исследованиях в рамках иранской ядерной программы поступает от иностранных разведок, со спутников-шпионов и от иранских источников. Одним из них, как предполагается, стал генерал аль-Асгари, бесследно исчезнувший во время поездки в Сирию. Тегеран обвинил в его похищении израильский "Моссад".
Война теней выливается в сильное дипломатическое давление на Иран. Так, вчера стало известно, что запуск реактора в Бушере откладывается. АЭС строится при содействии российской стороны, напоминает автор статьи, предполагая, что Москва намеренно затягивает работы, посылая таким образом сигнал "клиенту".
Через несколько дней пройдет смена руководства МАГАТЭ. Египтянина Мухаммеда аль-Барадеи, которого обвиняют в чрезмерно мягком отношении к режиму аятолл, сменит на посту генерального директора японец Юкио Амано.
Россия откладывает сдачу в эксплуатацию первой иранской АЭС, сообщает El País. Заявление России о новой отсрочке по Бушеру для Ирана - как ушат холодной воды. Этот шаг России, полагает корреспондент Анхелес Эспиноса, можно расценивать как послание иранскому правительству с призывом взвесить последствия возможного ядерного кризиса. И хотя чиновник из Москвы подчеркнул, что очередная отсрочка вызвана техническими проблемами, а не политикой, это решение неизбежно ассоциируется со словами российского президента Дмитрия Медведева о том, что Москву "действительно не вполне устраивают темпы" диалога по иранской ядерной программе между Ираном и международным сообществом".
В материале "Пессимизм относительно иранской ядерной программы" французское издание L'Express пишет: большинство экспертов убеждены, что Тегеран стремится заполучить ядерную бомбу и именно с этой целью разрабатывает программу обогащения урана.
В конце октября Тегеран достаточно позитивно отнесся к предложению МАГАТЭ о дообогащении урана за пределами страны, но 7 ноября председатель комитета иранского парламента по международным отношениям категорически отверг такую возможность, а двумя днями позже заявил, что она рассматривается. Такие проволочки, отмечает корреспондент, свидетельствуют о расколе между разными фракциями в высших эшелонах иранской власти, что "вызывает беспокойство у международного сообщества". Даже "обычно колеблющийся в вопросе санкций российский президент Дмитрий Медведев 15 ноября заявил, что его страна готова пойти дальше по этому пути, если на переговорах с Тегераном не будет достигнут прогресс".
Аль-Барадеи ведет тайные переговоры с Тегераном, утверждает The Times. Изданию удалось ознакомиться с проектом соглашения из 13 пунктов, которое позволило бы отменить санкции против Ирана. Ранее МАГАТЭ отрицало, что такой документ существует, подчеркивают журналисты Ричард Бистон и Кэтрин Филп.
По данным газеты, цель соглашения - склонить международное сообщество к отмене санкций против Ирана и позволить Тегерану сохранить ядерную программу в значительном масштабе взамен на сотрудничество с инспекторами ООН. Проект договоренности составил Мухаммед аль-Барадеи, который стремится до отставки найти выход из тупиковой ситуации вокруг Ирана. Одна из сторон, обеспокоенная содержанием документа, по своей инициативе предоставила его The Times.
План аль-Барадеи предполагает, что Совет Безопасности ООН аннулирует три пакета санкций и пять резолюций о недопустимости обогащения урана в Иране. Запад на это сейчас не пойдет, но Россия и Китай, требующие компромисса, могут одобрить идею, считают авторы статьи. Согласно проекту, Ирану разрешат продолжать и даже расширять обогащение урана, но под более жестким надзором МАГАТЭ.