Грядущие парламентские и президентские выборы в России часто не принимают всерьез, полагая, что их результаты предрешены, отмечает The Financial Times. "Но, возможно, Кремлю окажется труднее управлять результатами, как раньше", - предполагает корреспондент.
По мнению Нила Бакли, с предыдущих выборов в России изменилось настроение. Четыре года назад экономика росла на 7% в год, и россияне в большинстве своем были бы рады третьему сроку Путина.
Теперь же, когда Путин действительно возвращается, российская интеллектуальная и деловая элита уже не уверена, что это хорошо. На прошлой неделе, на дебатах в рамках клуба "Валдай", чувствовалось глубокое беспокойство. "Многие российские участники, в том числе те, кто раньше в целом поддерживал Путина, открыто вопрошали, способна ли нынешняя окаменелая политическая система обеспечить модернизацию, в которой нуждается Россия", - утверждает автор.
Лидер либеральной партии Борис Немцов подивился, что его вообще пригласили на "Валдай", но услышанное не стало для него сюрпризом. "Не вижу никаких разрывов между тем, что говорю я, и тем, что здесь говорят остальные. Теперь мы все в оппозиции", - сказал он.
Впрочем, возможно, все это - ограниченная glasnost, пишет корреспондент: интеллигенции позволили "выпустить пар" там, где большинство россиян ее голос не услышат, предполагает автор.
"Труднее установить, ширится ли разочарование среди простых людей, которые всегда активнее других поддерживали Путина, а если ширится, многие ли готовы претворить его в дела", - говорится в статье.
Судя по свежим выводам "Левада-центра", рейтинг "Единой России" снизился до 51%. Сможет ли эта партия набрать в декабре достаточно голосов? Или придется фальсифицировать результаты? Рейтинги Путина и Медведева снизились до 61% и 57% - на 20% ниже, чем максимум начала прошлого года.
По мнению экономиста Михаила Дмитриева, рокировка, о которой Путин и Медведев объявили в сентябре, нанесла крупный урон их политическому бренду. И все же маловероятно, что произойдет восстание наподобие ближневосточных, говорится в статье. После советского периода и 1990-х годов простые россияне не доверяют друг другу, пояснил Джеймс Шерр из Royal Institute of International Affairs.
Тем не менее, "если результаты выборов 4 декабря будут фальсифицироваться слишком откровенно, посмотрим, правда ли россияне так пассивны", заключает автор.