Почему взрывы в Ливане днем ранее или массовое убийство более 100 студентов в Кении вызвали не столь горячее негодование, как теракты 13 ноября в Париже? - размышляет в своей статье в блоге The Washington Post Брайан Дж. Филлипс, адъюнкт-профессор международных отношений (CIDE).
"Некоторые аналитики обвиняют западные СМИ в расизме. Ливанские обозреватели спросили: "Может быть, жизнь арабов стоит дешевле?" - отмечает автор. По его мнению, без предвзятости действительно не обошлось (люди более склонны сопереживать жертвам, с которыми могут себя отождествить), но есть и другие причины.
Филлипс напоминает: во-первых, "новостью" обычно считается что-то из ряда вон выходящее (не "собака укусила человека", а "человек укусил собаку"). "Во-вторых, СМИ находятся под влиянием своих потребителей. А людям особенно интересны события, которые могут затронуть их лично", - пишет автор.
Исходя из этого, Филлипс разъясняет, почему парижские теракты привлекли колоссальное внимание прессы.
1. Франция - необычная мишень для террористов. В результате терактов в 2014 году в Ливане погибло 114 человек, в Кении - более 300, во Франции - всего один.
2. Париж - одно из самых популярных направлений мирового туризма. Многие там бывали, другие планируют поездку. Возникает фактор "это могло бы случиться со мной".
Для террористов атаки туристических достопримечательностей - отличный способ привлечь внимание к своим лозунгам, отмечает автор.
3. "Удар был нанесен по мирным гражданам, выбранным наугад, применялась шокирующая тактика". Террористы нанесли удар не по какой-то группе людей (христианам, студентам, чиновникам), а по всем сразу. Это необычно.
4. Бойня в Париже наводит на мысль, что ИГИЛ переключается на мишени "вовне".
Оно атаковало в основном в Сирии и Ираке, а иногда в Ливане и других соседних странах. Некоторые аналитики считали, что для остального мира ИГИЛ не так опасно, как "Аль-Каида".
Взрыв российского самолета над Синаем тоже, возможно, признак "разворота ИГИЛ вовне", пишет автор. Но, вероятно, бомба попала на борт самолета в Египте, где ИГИЛ уже действует.
5. "Атака была замысловатой и скоординированной, это очень тревожно", - пишет автор.
Для скоординированных атак нужны преданные "пехотинцы", способные к командной работе втайне от властей. Планирование и связь между террористами особенно сложны в государствах с развитым потенциалом слежки, отмечает автор.
"Итак, Париж шокировал весь мир не случайно", - заключает он.