В конце 1995 года по настоятельной просьбе российского премьера Виктора Черномырдина, вице-президент США Альберт Гор согласился сохранить в тайне от Конгресса подробности, касающиеся российского сотрудничества с Ираном в ядерной области.
В попавшем в руки "Вашингтон таймс" секретном письме, начинающемся словами "Дорогой Ал", Черномырдин рассказал Гору о конфиденциальной ядерной сделке, которую Москва заключила с Ираном, и подчеркнул, что эту информацию не следует доводить до сведения третьих сторон, в том числе Конгресса США.
Однако источники на Капитолийском холме заявили, что Гор утаил эту информацию также от наиболее авторитетных сенаторов, которых обычно информируют о подобных важных вопросах, касающихся безопасности.
Сделка Гор-Черномырдин, раскрытая в письме с грифом "секретно", нарушает одно из положений акта о нераспространении ядерного оружия, обязывающего администрацию Клинтона полностью информировать соответствующие комитеты Конгресса обо всех вопросах, связанных с нераспространением ядерных вооружений.
Появлению письма Черномырдина о ядерном сотрудничестве с Ираном предшествовало опубликование на прошлой неделе в газете "Нью-Йорк таймс" сообщения о том, что за несколько месяцев до этого Гор заключил с Россией секретную сделку, стремясь обойти американские законы, требующие введения экономических санкций против России за продажу вооружений Ирану.
Эта сделка тоже была сохранена в тайне от Конгресса, что заставило некоторых депутатов высказать опасение, что администрация, возможно, скрывает и другие секретные сделки.
Официальный представитель Гора Джим Кеннеди заявил следующее: "Совершенно очевидно, что причина утечки информации - политическая". По его словам, письмо лишь свидетельствует о длительных попытках США убедить россиян прекратить или ограничить свое сотрудничество с Ираном в ядерной области.
В письме о ядерном сотрудничестве с Ираном, написанном 9 декабря 1995 года, говорится, что дискуссии между двумя лидерами, проходившие в рамках специальной комиссии, внесли ясность в данный вопрос и привели к достижению взаимопонимания между сторонами.
В письме подчеркивается, что с момента заключения соглашения в 1992 году у Москвы не появилось новых направлений в области продаж ядерных вооружений Ирану. В нем отмечается также, что Россия и США будут стараться предотвратить "разрушение программы нераспространения ядерных вооружений".
Черномырдин сообщил, что участие Москвы в строительстве ядерного реактора в Иране будет ограничено подготовкой технических специалистов в России, а также доставкой ядерного топлива для АЭС в период с 2001 по 2011 годы.
"Информация, которую мы вам передаем, не должна попасть в руки третьей стороны, включая конгресс США, - писал Черномырдин. - Открытая информация, касающаяся нашего сотрудничества с Ираном, это другое дело, и мы не возражаем против конструктивного обмена подобными сведениями. Я рассчитываю на ваше понимание".
В секретном анализе, которым сопровождается это письмо, отмечалось, что, если помощь со стороны России не прекратится, это может привести лишь к получению Ираном возможностей для создания ядерного оружия.
"Подобное развитие событий не только дестабилизирует и так уже взрывоопасную ситуацию на Ближнем Востоке, но и создаст угрозу безопасности России и Запада, - говорится в анализе.
По словам американских официальных лиц, обещания России ограничить сотрудничество с Ираном в деле осуществления его ядерной программы ставятся под сомнение многочисленными сообщениями американской разведки, согласно которым Москва предоставляет Тегерану технологии, касающиеся производства ядерного оружия в масштабах, превышающих установленные пределы.
В ходе слушаний в одном из сенатских подкомитетов, которые состоялись в начале этого месяца, высокопоставленный представитель госдепартамента США Роберт Эйнхорн заявил, что помощь России Ирану в ядерной области по-прежнему представляет собой серьезную проблему и что российские компании, связанные с правительством, поставляют Ирану лазерные технологии по разделению изотопов, которые используются для обогащения урана и для производства впоследствии ядерного оружия.
По мнению информированных источников в Конгрессе, им ничего не было известно о деталях, которые российский лидер сообщил Гору. "Все это ядерное сотрудничество наказуемо",- считает один из высокопоставленных сотрудников Конгресса.
Секретные сделки между Гором и Черномырдиным стали предметом обсуждения в рамках президентской предвыборной гонки.
На прошлой неделе в ходе своей остановки в Мичигане губернатор Техаса Джордж Буш заявил, что упомянутая сделка, касающаяся поставок российских вооружений Ирану, вызывает тревогу, и потребовал от вице-президента объяснений.
В соответствии с другим, более ранним соглашением между Гором и Черномырдиным, о котором тоже стало известно "Вашингтон таймс", США не должны применять санкции к России, предусмотренные американскими законами, в обмен на обещание Москвы прекратить поставки оружия Ирану.
Это соглашение, названное "памятной запиской" и подписанное Гором и Черномырдиным 30 июня 1995 года, фиксировало обязательство России к 31 декабря 1999 года прекратить продажи любого оружия Ирану.
Взамен США пообещали "предпринять соответствующие шаги, чтобы избежать применения по отношению к России санкций, предусмотренные американским законом...",- говорится в соглашении под грифом "секретно".
В памятной записке отмечается также, что США предпримут шаги по исключению России из списка International Traffic in Arms Regulations of the United States, который ограничивает продажу Вашингтоном оружия и военных технологий.
В третьем секретном письме, отправленном госсекретарем США Мадлен Олбрайт, говорится, что Россия не выполняет свои обещания прекратить поставки обычных вооружений Ирану.
В этом письме, тоже с грифом "секретно", которое Олбрайт направила 13 января нынешнего года министру иностранных дел России Игорю Иванову, подчеркивается, что одностороннее решение России продолжить поставки оружия Ирану и после 31 декабря приведет к ненужному осложнению отношений между двумя странами.
"Я призываю Россию воздержаться от дальнейших поставок вооружений, о которых идет речь в памятной записке; предоставить информацию об оружии, которое уже передано Ирану, а также об оружии, ждущем отгрузки; и воздержаться от заключения любых новых контрактов с Ираном",- писала Олбрайт.
Она добавила, что США выполняют свои обязательства, содержащиеся в памятной записке Гора-Черномырдина от 1995 года, в том числе касающиеся исключения России из списка стран, экспорт вооружений в которые органичен.
В письме, начинающемся со слов "Дорогой Игорь", Олбрайт подчеркивает, что, если бы не было памятной записки, то из-за продаж обычных вооружений Ирану Россия подверглась бы санкциям на основании целого ряда положений американских законов.
Акт о нераспространении оружия в Иран и Ирак, принятый в 1992 году, требует применения санкций за "дестабилизирующие" продажи оружия этим странам. Принятая в 1996 году поправка к закону об оказании внешней помощи от 1962 года тоже требует применения санкций к странам, оказывающим военную помощь государствам, поддерживающим терроризм. Иран как раз и фигурирует в списке госдепартамента в качестве страны, оказывающей поддержку терроризму.
В пятницу лидер республиканского большинства в сенате Трент Лотт и председатель сенатского комитета по международным отношениям Джесси Хелмс направили президенту Клинтону послание, в котором задали вопрос о памятной записке 1995 года.
"Пожалуйста, предоставьте нам подтверждения... что вице-президент, на самом деле, не подписывал в 1995 году соглашения с Виктором Черномырдиным, в соответствии с которым ваша администрация нарушила американский закон о санкциях",- подчеркнули они.
По словам сотрудника сената, администрация не уведомила сенат об особых договоренностях по сокрытию российских поставок оружия.
В воскресенье советник по национальной безопасности Самюэль Бергер заявил - что противоречит секретному письму Олбрайт - будто американские санкции к России не применимы.