Рассказ единственной узницы ГУЛАГа, которой удалось бежать из советского трудового лагеря
"Когда русские арестовали меня в Кенигсберге, я была состоявшаяся деловая женщина, у меня был свой собственный бар", - рассказывает 87-летняя Хэрри Шредер, которая в 33 года совершила невероятный побег из советского ГУЛАГа.
Вместе с другими женщинами ее заперли в темном подвале. "Нас избивали и допрашивали. Однажды, когда я попыталась сопротивляться, молодой солдат выбил мне передние зубы", - рассказывает она.
Однажды утром в июне 1945 года задержанных посадили в кузов грузовика и повезли в неизвестном направлении.
Лагерь, в котором Хэрри Шредер предстояло провести следующие три года, находился в городе на юге Сибири, посреди бескрайних просторов России. "Мы, как напуганные звери, устремились в бараки, где не было ни кроватей, ни шкафов. Мы спали прямо на земле", - вспоминает она.
Женщины работали в лесу, валили лес с рассвета и до полуночи, укладывая в штабеля тяжелые стволы деревьев. "По утрам нам давали примерно полкилограмма хлеба, а вечером - жидкую баланду", - говорит бывшая заключенная.
За попытку Хэрри добиться, чтобы заключенным в лагере давали порцию мяса, ее на несколько недель посадили в карцер. Однако ее мужество произвело впечатление даже на русских, в особенности на одного из них: 40-летний водитель Виталий каждый день спрашивал о Хэрри.
Однажды вечерам он поведал ей свой дерзкий план. "Я тебя вытащу, - сказал он. - Ты отправишься домой". В развалинах недалеко от лагеря Виталий устроил для Хэрри убежище, построив лежанку и принеся мешок сухарей.
В назначенный вечер он дал ей успокоительные таблетки. В забытьи она не помнила, как он завязал ее в одеяло и мимо охраны вынес из лагеря.
Несколько недель Хэрри оставалась в своем уединенном убежище. Время от времени она слышала голоса и шаги. От страха у нее почти останавливалось сердце. "Неужели эта коморка станет моей могилой?" - спрашивала она себя в кошмарах.
Но Виталий ее не бросил. Однажды утром он пришел к тайнику, держа в руках советскую военную форму. "Надень, - сказал он. - Мы уходим. Они больше тебя не ищут".
Хэрри спряталась в тесном ящике для боеприпасов. Воздух поступал через маленькие отверстия. Так они много дней ехали через Сибирь, а затем по европейской части России вплоть до польской границы.
Настал момент, когда Виталию надо было возвращаться обратно. "Он показал мне направление и дал несколько советов", - рассказывает госпожа Шредер. Я должна была передвигаться только ночью, а днем скрываться и спать.
Хэрри питалась крапивой, корой деревьев, однажды украла картофель и свеклу из сарая. Спустя 14 дней она наткнулась на колонну освобожденных немцев и присоединилась к ним. Несмотря на русскую форму и отсутствие документов, на границе ее пропустили в Тюрингию. "Я просто притворилась дурочкой", - рассказывает она.
Хэрри Шредер понадобилось много времени, чтобы оправиться от пережитых ужасов. Однако ей удалось встать на ноги, она вышла замуж и даже снова открыла бар в Мюнхене.
"Я до сих чувствую эту боль от ударов и сбитые в кровь ноги", - говорит она задумчиво, но потом добавляет с улыбкой: "Но эти испытания сделали меня стойкой на дорогах жизни".