Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
17 октября 2003 г.

Джанни Риотта | Corriere della Sera

В конце концов инициатива Путина "примирила" два западных течения

В будущих учебниках истории будет рассказано о том, как была принята резолюция ООН 1511. В среду вечером проект резолюции, представленной Соединенными Штатами, Камеруном и Великобританией, был отвергнут. В Совете Безопасности за этот документ обещали голосовать испанцы, и госсекретарь США Колин Пауэлл дал своему послу в ООН Джону Негропонте предельно четкие инструкции: постарайся добиться единогласного принятия резолюции, голосование с незначительным большинством не может нас устроить.

С саммита ЕС в Брюсселе в Нью-Йорк поступают дурные сигналы. Франция и Германия считают, что текст документа все еще направлен на предоставление свободы действий временной американской администрации в Багдаде, которую возглавляет Пол Бремер.

Президент Джордж Буш перед отъездом в Азию просил завершить это дело. Пауэлл не отступил и предпринял попытку смягчить формулировки. В этом момент постоянный представитель России при ООН Сергей Лавров проводит консультации с президентом Владимиром Путиным, направлявшимся в Куала-Лумпур и на саммит мусульманских стран.

Открывается еще одна страница истории. Путин приказывает Лаврову потянуть время и связывается по телефону с Жаком Шираком и немецким канцлером Герхардом Шредером. "Тройка" Москва-Париж-Берлин, сформировавшая фронт противников войны с Ираком, обсуждает сложившуюся ситуацию по телефону.

Совершенно неожиданно Путин предлагает три поправки к резолюции 1511, которые помогают сохранить лицо и передают Бушу мандат ООН, в котором тот нуждается, чтобы выйти из тупика и бороться с повстанцами в Ираке.

Между тем обстановка на переговорах накаляется: представитель Китая Ванг Гуангья встречается с Лавровым и говорит ему: "Если вы поддержите резолюцию, мы будем вместе с вами". После этого разговора Ванг звонит послу Негропонте и сообщает, что китайский президент Ху Джинтао распорядился поддержать резолюцию 1511 по договоренности с Кремлем.

Таким образом, Путин провел переговоры планетарного масштаба. Ширак и Шредер поняли, что четыре постоянных члена СБ ООН, Соединенные Штаты, Великобритания, Россия и Китай, достигли согласия. Чтобы блокировать резолюцию по Ираку, Ширак может воспользоваться правом вето, но ценой необратимого разрыва старого западного фронта.

Складывается впечатление, что министр иностранных дел Франции, непреклонный Доминик де Вильпен, предлагал воздержаться от голосования, но Ширак понял, что в результате положительного голосования русских и китайцев "он окажется припертым к стене".

Вчера утром в Нью-Йорке прошло голосование: 15:0. Впервые в истории ООН, впервые после второй мировой войны и окончания холодной войны согласие было достигнуто при посредничестве России, при поддержке Китая, между американцами, британцами и испанцами с одной стороны и французами и немцами - с другой.

Тот, кто еще не сознал, насколько после 11 сентября 2001 года изменилась история нашей планеты, самое время проснуться. Постоянный представитель Испании при ООН Иносенсио Ф.Ариас комментирует этот необычный день: "Для такого дипломата, как я, сегодняшний опыт можно назвать уникальным. Я видел, как русские выступили в качестве посредников между странами-союзниками, Испанией, Соединенными Штатами и Великобританией, с одной стороны, и Францией и Германией - с другой. Я счастлив, что стал свидетелем исторической перемены".

Именно таким глубоким значением был наполнен четверг 16 октября 2003 года. Путин признал, подойдя к вопросу реалистично, что американские войска уже находятся в Ираке, и сыграл соответствующим образом. Хаос в Багдаде, американцы сталкиваются со все более серьезными трудностями, повстанцы, парализованная ООН, исламский терроризм, опасные последствия для стабильности на Ближнем Востоке и цен на нефть - это слишком тяжелые последствия для всех.

Теперь Ширак и Шредер должны решать, продолжать ли им тащиться на дипломатическом буксире или, оставив гордость, присоединиться к основным действующим лицам. В словах де Вильпена, который говорит "об отсутствии большого энтузиазма", и немецкого посла Гюнтера Плегера, сказавшего, опустив глаза, что "для ускорения передачи власти иракскому народу отсутствует ясный сигнал", ощущается скрытое недовольство.

Но в Ираке от принятия этой резолюции мало что изменится. Вместе с Россией, Францией и Германией, Пакистан через своего посла Мунира Акрама, заявил о нежелании направлять свои войска в Ирак. Мандат ООН позволяет британским и итальянским военнослужащим оставаться на месте и заниматься восстановлением порядка и демократии на развалинах режима Саддама Хусейна. При мобилизации своих миротворческих контингентов с меньшими трудностями столкнутся Турция и Индия.

Вызвало удивление и положительное голосование Сирии, непостоянного члена СБ, в тот момент, когда Вашингтон обсуждает вопрос о санкциях против Дамаска, а Израиль без всякого колебания проводит антитеррористический рейд на территории Сирии.

Это решение - следствие все того же реалистического подхода, на котором был построен блестящий дипломатический маневр Путина. Соединенные Штаты останутся в Ираке. Даже если Буш через 13 месяцев проиграет на президентских выборах, ни один из его соперников не планирует быстрого ухода из региона Персидского залива. Постепенно факт падения баасистского режима укрепляется в сознании.

В Москве это выразилось в посредничестве, которое, скорее всего - временно, ломает ось с Парижем и Берлином. В Дамаске это нашло выражение в положительном голосовании в надежде на замедление процесса изоляции. В Саудовской Аравии - в назначении выборов, первых в истории ваххабитской нации: если в Ираке в ближайшее время в соответствии с мандатом ООН население пойдет к избирательным урнам, никак нельзя допустить, чтобы самый близкий союзник Вашингтона продолжал настаивать на своих автократичных правилах.

Таковы последствия, ближайшие и на перспективу, событий среды и четверга. Исторический день, и не удивляйтесь, в ближайшее время нам предстоит пережить столь же невероятные события - события, о которых несколько лет назад и подумать было невозможно.

Какова мораль? Лидеры, способные действовать с динамизмом, как Путин и Ху Джинтао, оказались в самом выгодном положении в нынешней истории. Лидеры, затянутые в идеологические корсеты и живущие прошлым, Ширак и Дональд Рамсфельд, менее успешны. "Мягкие" лидеры, начиная от Кофи Аннана и заканчивая госсекретарем Пауэллом, могут одержать совершенно неожиданную победу над "жесткими": терпимость и диалог могут оказаться настоящим тайным оружием против старых хитроумных систем.

Источник: Corriere della Sera


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru