В пятницу 14 октября российские власти объявили о полном восстановлении контроля над Нальчиком, столицей Кабардино-Балкарии (280 тыс. жителей). Накануне город, расположенный в сотне километров от Чечни, подвергся серии нападений боевиков на отделения милиции, здание местного ФСБ, объект министерства обороны, тюрьму и оружейный склад. Суббота была объявлена в маленькой республике днем траура: состоялись похороны погибших сотрудников местной милиции.
По словам заместителя министра внутренних дел РФ Андрея Новикова, устроившего конференцию в Нальчике в пятницу вечером, в ходе боев было убито 108 человек (72 боевика, 12 гражданских лиц и 24 сотрудника милиции), но всех заложников "удалось освободить". 95 мирных жителей были госпитализированы, из них 9 находятся в тяжелом состоянии. Об этом сообщило радио "Эхо Москвы" со ссылкой на врача, пожелавшего остаться неизвестным.
Во второй половине дня в пятницу бои еще продолжались в районе двух очагов сопротивления: магазина сувениров, где в заложницах находились две женщины, и здания отдела внутренних дел. С помощью тяжелой артиллерии и газовых гранат федеральным войскам удалось подавить эти очаги. Очевидцы, с которыми встретились журналисты, рассказали, что двух заложниц в бессознательном состоянии доставили в больницу.
Весь вечер в пятницу российские телеканалы транслировали кадры событий в Нальчике, задерживаясь на трупах боевиков, лежавших на центральных улицах города. Государственный телеканал "Россия" показал группу захваченных в плен повстанцев, стоявших в коридоре с руками за головой. Согласно докладу, представленному Кремлю российским министром внутренних дел Рашидом Нургалиевым, захватить удалось 31 из сотни или (по некоторым оценкам) нескольких сотен нападавших.
Город вернулся к спокойной жизни, но аэропорт оставался закрытым, а в Нальчике продолжались "зачистки", направленные на поиск боевиков, которые могли прятаться. "Я распорядился начать крупномасштабную проверку больниц, санаториев и частных врачей, чтобы установить местонахождение раненых боевиков, которые еще могут находиться в городе", - заявил Нургалиев.
По словам его заместителя Андрея Новикова, группа боевиков состояла в основном из "жителей республики", а руководили ею Илес Горчханов и Анзор Астемиров. Первый из них, ингуш, в ходе пятничной операции был убит. Оба они, как считают, входили в джамаат (исламскую религиозную общину) "Ярмук", который взял на себя ответственность за вооруженное нападение на управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков в декабре 2004 года (в ходе этого нападения было убито 4 милиционера, а боевики захватили большое количество оружия и боеприпасов). Несколькими месяцами позже милиция и армия обстреляли из тяжелой артиллерии здание в Нальчике, где скрывались члены этой организации. Аналогичный эпизод произошел в апреле 2005 года.
"Ярмук" является одной из многочисленных военизированных религиозных организаций (джамаатов), стремительно распространяющихся по региону - особенно после начала в 1999 году второй чеченской войны. Некоторые из них исповедуют насилие, другие - нет, но все они стремятся к созданию социального пространства, в котором не действовали бы российские нормы.
В последние годы на фоне российско-чеченской войны на всем Северном Кавказе усиливаются репрессии против верующих, которые слишком открыто выражают свои убеждения, преступая установленную властями "черту". Бывший президент Кабардино-Балкарии Валерий Коков, несколько месяцев назад отправленный Кремлем в отставку, активно проявил себя в этой сфере: он приказывал закрывать мечети, не находившиеся под его контролем, арестовывать и сажать в тюрьму молодых людей, слишком рьяно отстаивавших свои религиозные убеждения.
Тягу молодежи к религии также следует считать результатом катастрофической социально-экономической ситуации: массовые репрессии, коррумпированность элит и безработица заставляют людей искать другие пути к спасению. Новый президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков - местный бизнесмен, недавно назначенный Владимиром Путиным, - объявил о намерении восстановить отношения с умеренной исламской общиной и положить конец политике "слепых" репрессий, проводившихся его предшественником.