Если российские инвесторы, имея много денег и точное представление о желаемых объектах, спокойно отправляются на Запад за покупками, то западным инвесторам в России ветер дует в лицо. Например, три недели назад Кремль дал команду приостановить разработку проекта по добыче нефти и газа на дальневосточном острове Сахалин. Поводом послужили - действительно существующие - недочеты в программе по охране окружающей среды. В России на данный момент это крупнейший иностранный инвестиционный проект.
Москва пытается сгладить впечатление, будто речь идет о специфической форме экспроприации иностранных концернов, которые, с точки зрения чиновников стратегической отрасли, стали слишком могущественными. Сейчас Министерство природных ресурсов РФ грозит отзывом лицензии и доначислением налогов также российским концернам - частному "Лукойлу" и государственной "Роснефти". И пусть никто не говорит, что в России действует выборочная справедливость! Западный деловой мир может успокоиться.
Но как? Ведь в то же время стали известны детали одного законопроекта, который должен быть принят до конца года. С 2005 года продолжаются разногласия между Министерством промышленности и ФСБ. Теперь понятно, что в будущем Кремль также будет контролировать иностранные инвестиции в отраслях, которые считаются стратегическими, что при определенных условиях он будет их запрещать, а в случае нарушения договоренностей, возможно, прибегнет к экспроприации. Путинской "управляемой демократии", по всей видимости, отвечает управляемая рыночная экономика.
Москва не хочет замечать, что и то и другое таит в себе противоречие. Получается, что об этом должны задуматься те, кто в отношениях с Россией делает ставку на лозунг "сближение через интеграцию", выдвинутый министерством иностранных дел в Берлине. Провозглашенное на бумаге обоюдное открытие стратегически важных секторов экономики может быть заявленной целью, однако к такой симметрии Россия Путина не готова никоим образом.