Неделю назад была убита российская журналистка Анна Политковская, и давление на правозащитников в России продолжается. 12 октября угрозы в свой адрес получила руководительница отделения общества "Мемориал" в Грозном Лида Юсупова. Мужчина, говоривший на чеченском языке, позвонил ей на мобильный телефон и сказал: "О Нобелевской премии мира размечталась? Так до нее ее дожить нужно!"
На следующий день нижегородский суд Нижнего Новгорода вынес решение о ликвидации Общества российско-чеченской дружбы - организации, распространявшей информацию о войне в Чечне. В феврале директор этой организации, Станислав Дмитриевский, был приговорен к двум годам лишения свободы условно за публикацию заявлений бывшего чеченского сепаратистского лидера Аслана Масхадова, который призывал к политическому урегулированию конфликта на Кавказе. Российское правосудие квалифицировала этот поступок как "разжигание национальной ненависти".
Об этих двух эпизодах сообщили Международная федерация по правам человека (FIDH) и Всемирная организация против пыток (OMCT), которые указывают на "ухудшение положения с фундаментальными правами в России и ужесточение политики федеральных властей в отношении независимого гражданского общества". Россия продолжает препятствовать приезду на Северный Кавказ специального докладчика ООН по пыткам Манфреда Новака. В мае российские власти дали согласие на его миссию - первую в своем роде после начала войны в Чечне в 1999 году - и она должна была проходить в период с 9 по 20 октября.
Отвечая на вопросы корреспондента Lo Monde, Новак рассказал, что он уже взял билет на самолет, чтобы вылететь в Москву, но 26 сентября получил письмо за подписью российского представителя в ООН в Женеве. В письме указывалось, что ему в любом случае не будет предоставлено возможности побеседовать с глазу на глаз с чеченскими заключенными и что все беседы должны будут проходить в присутствии российских должностных лиц. "Эти условия были для меня неприемлемыми, и я был вынужден отменить поездку", - сказал Новак.
С 2004 года с теми же трудностями сталкивается Международный комитет Красного Креста (МККК): его представителей не допускают в пенитенциарные учреждения на Северном Кавказе.