Сенсационное присутствие Владимира Путина на саммите стран Прикаспийского региона в Тегеране придало необычное измерение этой, обычно непримечательной, региональной встрече. Российский лидер поспешил заявить, что ни одна из пяти стран, расположенных на берегах этого внутреннего моря, не должна допускать нападение на соседей со своей территории, совершенно ясно намекнув на учащающиеся заявления со стороны США и некоторых стран Западной Европы о возможных ударах по Ирану с целью заставить его отказаться от ядерных амбиций в сфере вооружений.
По геополитическим и экономическим соображениям Россия наряду с Китаем является великим защитником исламского режима в его ядерном споре с ООН. Поэтому маловероятно, что Путин будет оказывать на Ахмадинежада серьезное давление, уговаривая его выполнить требования Совета Безопасности о немедленном прекращении обогащения урана, что в настоящий момент привело к ряду санкций ООН и угрозе их расширения. Российский президент убеждает своих европейских коллег (Саркози, Меркель), что у него нет данных о военных намерениях Тегерана и что, в любом случае, теократический режим будет сопротивляться международному давлению.
Как бы то ни было, союз Кремля с Тегераном, которому Москва, кроме всего прочего, продает системы воздушной защиты за тысячи миллионов долларов, является отражением споров самой России Владимира Путина с Западом. Самым громким его заявлением в военной сфере стало сделанное в июле предостережение о приостановлении участия России в договоре об обычных вооруженных силах в Европе. Кроме того, российский президент сослался на бессмысленность соблюдения соглашения, запрещающего Вашингтону и Москве создавать и развертывать ракеты средней дальности.
На фоне поддержки иранских амбиций Россией и Китаем нарастает раздражение США, Франции и Великобритании затягиванием процесса в ООН. Между тем Тегеран, соблюдающий букву договора о нераспространении ядерного оружия, но на протяжении нескольких десятилетий обманывавший международное сообщество, выиграет гораздо больше, если Вашингтон и ЕС будут и дальше проводить в отношении режима аятолл стратегию дипломатического давления, аналогичную использованной Бушем в Северной Корее и принесшую оптимистические результаты.
Разделенная Европа образца недавней встречи министров иностранных дел ЕС не в состоянии опередить ООН в своем упорном желании принять новые санкции против Ирана, а Буш, несмотря на барабанную дробь, которой сопровождаются его высказывания об Иране, не сможет в оставшееся время его президентства убедить в необходимости применения стратегии превентивных ударов, разработанной Белым домом в 2002 году, чтобы запугать ядерных авантюристов.