"ЕС должен настоять, чтобы Россия вывела свои силы из Грузии - только после этого мы сможем возродить нашу жизнь из пепла у себя на родине", - заявляет со страниц вчерашнего номера target="new">The Guardian
Малхаз Акишбая, председатель правительства Автономной Республики Абхазия, полемизируя со статьей Анны Матвеевой, опубликованной этим же изданием 14 октября.
Он утверждает: "Вчера в Женеве провалились международные дискуссии о будущем грузинских территорий Абхазия и Южная Осетия". Называя расчеты Москвы "циничными", он предполагает, что российская сторона выработала незамысловатый план - потребовать от мира признать две грузинские территории независимыми и тем самым, поскольку мир на это не согласен, сорвать конференцию.
Событиям в Женеве автор противопоставляет злоключения женщины по имени Натия и ее четверых детей: "в августе сепаратисты, которых поддерживает Россия, выгнали их из дома в Верхней Абхазии".
Акишбая заявляет, что не верит в безразличие западных людей - просто их сбивает с толку дезинформация и поверхностный анализ событий типа статьи Анны Матвеевой.
Критикуя высказывание Матвеевой "Некоторые меньшинства считают невозможным подчинение власти государств национального большинства - так сказать, "государств-хозяев территории", Акишбая отмечает: Матвеева умалчивает о том, что в Абхазии абхазское меньшинство - 17,5% населения - опираясь на поддержку России, уничтожило процветающее многонациональное общество с населением в 550 тыс. человек; "80% - грузины, греки, эстонцы, евреи и представители других народов, - были убиты или принуждены к бегству путем систематических убийств, изнасилований, избиений и грабежей".
Он напоминает, что после боевых действий 1992-1993 годов сотни тысяч людей все еще живут в качестве перемещенных лиц на остальной территории Грузии или в качестве беженцев в других странах. Натия, потерявшая на войне мужа, была беженкой, пока в 2006 году не вернулась в Верхнюю Абхазию - "проблеском надежды для нее стали действия грузинского правительства, отвоевавшего Кодорское ущелье у местных бандитов".
Акишбая утверждает, что создал в этой узкой горной долине центр правительства Абхазии и восстановил стабильность и нормальную жизнь. "Нашей целью было обеспечить людям достойную жизнь и тем подать пример остальной Абхазии - но в Москве и Сухуми готовились к войне".
Возражая Матвеевой, Акишбая уверяет, что в независимую Абхазию все равно не допустят западных дипломатов, так как 16 апреля президент Путин подписал постановление о квазианнексии Абхазии Россией.
Он также приводит примеры, которые, по его словам, означают, что Россия "пользовалась Абхазией как плацдармом". 7 августа "второй российский фронт в Абхазии был готов напасть на Грузию с Запада, а тем временем в Верхнюю Абхазию хлынули сепаратисты, опирающиеся на Россию. Они хотели повторить ужасы начала 1990-х. (...) Стекла в школьных окнах разлетелись вдребезги, как и жизнь детей, которые когда-то корпели в этих классах над уроками".
Но Акишбая согласен с одним тезисом Матвеевой - о том, что перспективы прорыва мизерны, поскольку западные лидеры продолжают уклоняться от рассмотрения "неудобных" вопросов. По его мнению, Запад обязан дать отпор отвлекающим маневрам России и сосредоточиться на "единственной законной проблеме: праве Натии и сотен тысяч ей подобных вернуться в свои дома безопасно и с достоинством", но "бандиты, проводившие этнические чистки в Абхазии", никогда этого не допустят, полагает он.
Акишбая утверждает, что есть только один выход - Запад должен настоять на выводе российских войск на довоенные позиции, чтобы они не застряли в Абхазии и Южной Осетии, а также на допущении наблюдателей ЕС в эти области.
Высказав свою мечту - вырастить собственных детей в Абхазии - он призывает читателей газеты понять, что "Натия задается вопросом: позволите ли вы этой мечте расцвести или дадите ей погибнуть под гусеницами российских танков".