Может ли группа террористов совершить теракт, используя ядерное оружие, похищенное в России или созданное из контрабандных российских материалов? Хотя на Западе создалось впечатление о России как о потенциальном источнике утечек оружия массового поражения или сырья для его производства, наиболее бдительные организации, такие как "Гринпис", а также наиболее критически настроенные специалисты, такие как директор Центра экологической политики России Алексей Яблоков, сходятся во мнении, что сейчас - спустя 10 лет после азвала СССР - российские ядерные арсеналы хорошо охраняются.
За последние 10 лет были зарегистрированы различные случаи контрабанды радиоактивных веществ на периферии бывшего СССР. В большинстве из них речь шла о материалах, которые трудно было использовать непосредственно в военных целях.
В июле этого года в грузинском порту Батуми были обнаружены 4 фунта обогащенного урана-235, что придало новый импульс слухам о контрабанде. Однако самый большой скандал разгорелся в 1994 году, когда три человека (среди них был испанец), направлявшиеся из Москвы в Мюнхен, были задержаны в аэропорту этого немецкого города с 350 граммами плутония-235. Этот материал может быть использован для создания атомной бомбы.
Тогда Москва Москва сослалась на то, что Запад хочет создать впечатление о неспособности России обеспечить надежный контроль над ядерными материалами. Владимир Томаровский, в то время занимавший пост официального представителя ФСБ, расценил этот случай как пропаганду, к которой причастны немецкие шпионские службы (Bundesnarrichtendienst).
С момента развала СССР США систематически и сознательно оказывали помощь России в деле обеспечения контроля над ядерными арсеналами и ядерного разоружения. В 1991 году Вашингтон приступил к осуществлению программы Нанна-Лугара, предусматривающую выделение финансовых средств на демонтаж российских подлодок, бомбардировщиков и баллистических ракет.
Одновременно США и Россия начали осуществлять около 30 программ, цель которых заключалась в том, чтобы повысить безопасность российских ядерных объектов и узбежать утечки мозгов. К сожалению, почти все они находятся под угрозой свертывания из-за резкого сокращения ассигнований со стороны администрации президента Джорджа Буша.
В 1998 году США решили выделить 137 млн. долларов на обеспечение контроля за российскими делящимися и ядерными материалами. Благодаря этим средствам, Россия создала систему контроля "Янтарь" и установила ее в главных аэропортах, морских портах и на погранпостах.
По мнению Алексея Яблокова, руководящего программой обеспечения ядерной и радиоактивной безопасности, опасность ядерного терроризма - в отличии от химического или биологического - реальна только в том случае, если будет произведено нападение на АЭС. Он считает, что ядерное оружие в России находится под контролем, а чтобы изготовить ядерное устройство на основе урана, переработанного на АЭС, требуется несколько десятков человек, 2-3 лаботатории и полгода работы.
Как утверждает профессор Яблоков, любая страна, в которой есть АЭС, может довольно быстро создать атомную бомбу. Тем не менее, Яблоков не придает большого значение возможным хищениям ядерных материалов из России, поскольку, по его словам, ядерное устройство, созданное на основе краденых материалов, было бы огромным по размерам и создало бы трудности при траспортировке. Создание современной миниатюрной атомной бомбы потребовало бы сложной технологии и инфраструктуры, которые имеются в наличии лишь у ядерной державы, - считает профессор. По словам Яблокова, если предположить, что кто-то украл атомную бомбу после развала СССР и хранил ее столько времени, то теперь она пришла в негодность, поскольку сохранение ее эффективности требует сложной системы обслуживания и инфраструктуры.