Опасная попытка поднять потерпевшую кораблекрушение подводку ?Курск? со дна Баренцева моря продвигается черепашьими темпами вопреки времени и стихии. В адрес операции раздается все больше критики. Говорят, что власти руководствуются исключительно политическими соображениями.
Сегодня стадвадцатидвухметровая голландская баржа, напичканная высокими технологиями, должна покинуть Киркенес, расположенный на крайнем севере Норвегии, и отправиться в то место, где, в 150 км на северо-восток от Мурманска, чуть больше года назад затонула атомная подводная лодка, унеся с собой жизни 118 моряков.
Огромная баржа ?Гигант 4? - ключевой элемент отважной попытки поднять большую часть ?Курска?, лежащего на глубине более 90 метров. Предполагается поднять ?Курск? - вместе с его двумя ядерными реакторами, двадцатью двумя ракетами ?Гранит?, и останками 106 моряков - на поверхность и отбуксировать в сухой док в окрестностях Мурманска.
?Это - уникальная операция. Ранее подобных попыток никто не делал, - сказал Игорь Кудрик, эксперт по российскому ВМФ норвежской экологической организации ?Беллона?. - Очень много проблем?.
Родственники погибших уже не хотят, чтобы подлодку поднимали. Местные жители опасаются, что в ходе операции что-нибудь случится и ситуация ухудшится.
Представители ВМФ жестко критикуют эти усилия. Эксперты говорят, что беспрецедентная операция по спасению проводится по политическим соображениям с целью скрыть причины катастрофы, произошедшей 12 августа прошлого года.
Активисты экологических движений считают, что 90 млн. фунтов стерлингов, которые будут истрачены на эту операцию, лучше было бы использовать для решения более серьезной проблемы радиоактивного заражения Арктики. Операция уже отстала от графика на 19 дней. Конец месяца считается крайним сроком поднятия. Многие начинают сомневаться в том, что ?Курск? удастся вытащить из-под воды.
?Судя по официальной информации, операция проводится слишком поспешно, хаотично и носит чисто политическую природу?, - считает Владимир Кузнецов, эксперт по ядерной энергии российского отделения ?Зеленого Креста?, международной организации, созданной последним лидером Советского Союза Михаилом Горбачевым.
Вице-адмирал в отставке Юрий Сенатский, руководивший операциями по спасению в советском ВМФ, сказал, что ?Курск? поднимают лишь для того, чтобы выполнить обещание президента Владимира Путина, сказавшего родственникам, что лодка будет поднята.
?Никто не сможет сказать президенту, что его обещания ничего не стоят, - считает Сенатский. - Многие адмиралы согласны со мной. Путин говорит, что главное - поднять тела. На самом деле главное - выяснить причины аварии, потому что у нас еще девять таких подлодок, как ?Курск?.
Расследования не смогут привести к убедительным результатам, потому что на прошлой неделе была завершена критическая стадия операции - управляемые пилы смогли распилить корпус и отделить носовую часть длиной в 18 метров, где произошли взрывы, от остальной части судна.
Официально носовая часть была отрезана потому, что неразорвавшиеся торпеды могут представлять опасность, а также для того, чтобы при поднятии на 26 кабелях, корабль не разломился пополам. Объясняя причины аварии, официальные лица постоянно противоречат друг другу. Они обещают поднять носовую часть в следующем году.
Все секреты в носовой части.
?Многие знают, почему затонула лодка, но им запрещено об этом говорить, - сказал адмирал Сенатский. - Причины можно найти в первом отсеке. Его нужно поднять, высушить и исследовать. Они говорят, что россияне поднимут его в следующем году. У нас нет возможностей сделать это?.
Представители российских властей говорят обеспокоенным жителям Росляково, небольшого порта, расположенного в окрестностях Мурманска, куда будет перевезен ?Курск?, что никакого риска утечки радиации из двух реакторов, находящихся на борту лодки, нет. Тем не менее, на тот случай, если они ошибаются, разрабатываются планы эвакуации.
?В худшем случае субмарина перевернется, когда ее начнут поднимать, упадет на дно, и от толчка будут повреждены реакторы, - сказал Кудрик. - Но это маловероятно?.
На Кольском полуострове ржавеет 113 российских субмарин. С семидесяти из них до сих пор не удалены ядерные реакторы. Еще 13 реакторов с различных судов лежат на дне Карского моря. Шесть из них до сих пор заряжены топливом.
Моряки испарились
Стоимость операции по подъему ?Курска? почти в два раза превышает ежегодный бюджет управления всем флотом военных подводных лодок. Критики говорят, что в такой ситуации операция кажется чуть ли не роскошью.
Когда ?Гигант 4? присоединится к флотилии кораблей, уже прибывших на место действия, начнется трудоемкая работа по присоединению тросов к 26 отверстиям, которые проделаны во внутреннем и внешнем корпусах ?Курска?.
По уточненному графику ?Курск? будет поднят 25 сентября, размещен под ?Гигантом 4? и за три дня отбуксирован с помощью двух специально построенных понтонов в сухой док в Росляково.
Только после этого будут извлечены тела моряков. Источники в ВМФ говорят, что 68 из них испарились при взрывах. Двенадцать тел уже извлечены по время прошлогодней операции по спасению. Осталось 38.
Представители российских властей и голландского подрядчика ?Маммут? считают, что успех операции в большой степени зависит от погоды в Баренцевом море.
Адмирал Сенатский за свою тридцатилетнюю карьеру провел десятки операций по спасению кораблей и подводных лодок. ?Это будет конец сентября, начало октября, несколько дней на буксировку, - сказал он. - Это едва возможно. Будем молиться?.