Несмотря на богатейшие запасы алмазов, Якутия продолжает оставаться отсталым регионом. Могут ли повилять на сложившуюся ситуацию предстоящие выборы и пробуждение алмазного гиганта ?Алроса??
Тюрьма без решеток - именно такой репутацией пользовалась Якутия в царские времена, и затем ее приспособили под ГУЛАГ. Это настоящий климатический ад, где долгие семь месяцев длится крайне суровая зима (единственное место в мире, где температура опускается ниже 70 градусов по Цельсию), и короткое бледное лето с полчищами мошкары. Здесь земля никогда не оттаивает больше чем на три метра в глубину, а слой вечной мерзлоты может достигать 1500 метров. При такой температуре изменяются даже свойства металлов, а дома здесь стоят на специальных сваях. Таким образом, фундамент не затапливается в результате размораживания поверхностного слоя.
Расположенная на высоте Полярного круга, тундра расстилает свои красные, оранжевые и желтые ковры, как бы напоминая о расстоянии, отделяющем ее от Кремля: столица Якутии находится в 5 800 км от Москвы и в 1 800 км от Владивостока. Такие расстояния и морозы становятся основными геополитическими факторами. В подобных условиях не выдерживает испытания ни один разработанный план: три миллиона русских, белорусов и украинцев в течение нескольких десятилетий принимали участие в якутской авантюре, но, в конце концов, они отказались от водки и оленины и вернулись на родину. Очень суровая, очень дорогая, очень холодная. До такой степени, что согласно последним данным, полученным в Якутске, столице Республики Саха - Якутия, на территории в шесть раз превышающей территорию Франции, в настоящее время проживает менее одного миллиона человек.
Этим летом, когда разлилась река Лена, в этом аду разыгралась еще одна драма. В конце мая, в результате паводка мощные потоки воды натолкнулись на ледяные заторы. В результате этого был затоплен шахтерский город Ленск (30 тысяч жителей). При этом следует помнить, что вечная мерзлота препятствует естественному просачиванию воды. Ледяные заторы были разрушены при помощи авиации, но слишком поздно. По мнению Александра Акимова, одного из представителей местной администрации, после 15 сентября выпадет первый снег. К этому времени должны быть восстановлены 8 тысяч квартир и построены еще 3 тысячи новых. ?Основная часть работ будет завершена, - отметил он, - Обязательно вновь будут открыты школы?.
Почему же люди не хотят жить в этой республике, где средняя зарплата служащего составляет 4 тысячи рублей, а в частном секторе она достигает 5 тысяч рублей? И как тут не вспомнить слова генерала Зиновьева: ?Совершенно невозможно поддерживать постоянную численность населения на Севере, необходимо переселять арктические народы вглубь территории России?.
Ответ находится в Мирном, Удачном и Айхале, расположившимся к западу от берегов Лены. Под многометровой толщей промерзшей земли бьется сердце алмазов. Якутии удается выживать лишь благодаря этим драгоценным камням. На долю этой республики приходится 98% всех российских месторождений и 20% всех мировых запасов. Эксклюзивным оператором является ?Алроса?, которая на одну треть принадлежит российскому государству и на одну треть - Республике Саха. Эта империя, в которой работают 40 300 человек, находится на втором месте после газовых и нефтяных гигантов. В 2000 году было добыто алмазов на 73 миллиарда долларов и получена прибыль в размере 29 миллиардов.
По словам Акимова, бюджет Якутии на 70% зависит от алмазов. Вслед за ними идут золото, газ и нефть.
Однако, ни шахтерские центры, ни сама столица республики Якутск, не в пример Монголии или Казахстану, не несут на себе признаков нового богатства или даже простого развития. Театр имени Пушкина продолжает оставаться единственным культурным центром Якутска. А за тройными стеклами института вечной мерзлоты, вне всякого сомнения, самого уникального научного заведения в мире, в совершеннейшем запустении работают сотрудники этого исследовательского центра. Автор статьи своими собственными глазами видел огромный, похожий на бильярдный, стол, покрытый слоем прекрасных алмазов. Он видел также даже не самый большой камень, чья стоимость оценивается в 400 миллионов франков. Но, если разделить доходы от реализации всех добываемых алмазов и поделить их между жителями Якутии, то на долю каждого придется лишь 73 тыс. франков в год.
Экономическое равновесие нельзя назвать прочным. Лишь благодаря алмазам удалось восстановить город Ленск, по простой причине: именно в Ленск речным путем доставляют нефть и все остальные грузы, обеспечивающие функционирование всех алмазодобывающих предприятий. Игнорирование драмы этого города, смытого с лица земли наводнением, привело бы к гибели алмаза.
Но за фасадными речами население, даже представители самых благополучных слоев, продолжает испытывать чувство горечи: если алмазы зачастую оказываются спасательным кругом, так почему же в этой роли не может выступить политическая власть? Во главе этой республики, которую по численности населения можно сравнить со большим Брюсселем, стоит Михаил Николаев, который еще в советские времена занимал руководящие должности. После того, как в 1992 году Якутия получила относительную самостоятельность, Ельцин назначил его главой Якутии. Затем Николаев одержал уверенную победу на выборах. Теоретически он не может претендовать на третий срок президентства, однако, после тщательного изучения Конституции, он заявил, что он был назначен на первый срок, а не избран. Несмотря на все усиливающуюся критику в его адрес со стороны российских СМИ, он является практически бесспорным фаворитом на предстоящих в декабре выборах.
Население русского происхождения, которому все труднее уживаться с ?аборигенами?, говорит о том, что Николаев обеспечивает национальному меньшинству привилегированные условия, предоставляя возможность получать образование в крупнейших университетах мира. ?Белые? от этого лишь скрежещут зубами.
Его упрекают также в приверженности советским идеалам. В том, что он не завершил своей личной перестройки. А население связывает с окончательной перестройкой режима свои мечты об улучшении уровня жизни.