В субботу в Берлин съедутся хорошие друзья. Какая приятная новость - и как давно предсказанная. Когда встречаются Герхард Шредер, Жак Ширак и Тони Блэр, чтобы поговорить о внешней политике, результат известен уже заранее: будут установлены новые рамки для новой резолюции Организации Объединенных Наций по Ираку, которая каждому даст возможность, с одной стороны, сохранить свое лицо и, с другой, продемонстрировать новую гармонию.
Тот, кто волнуется, прежде всего, о будущем НАТО и Европейского союза, может успокоиться. Новая причина для волнений появится у тех, кто опасается, что мир - пусть даже нечаянно - будет втянут в конфликт, масштабы которого сравнимы с Тридцатилетней войной.
Основное направление новой резолюции ООН уже известно: ООН получит несколько большее влияние, а США, задающие в этом деле тон, - деньги и военную поддержку. Ну и что? В чем проблема? В конце концов, даже генеральный секретарь ООН Кофи Аннан недавно заметил, что ООН не в состоянии способствовать умиротворению Ирака и не собирается посылать туда свои "голубые береты". Не есть ли это указание на то, что новое-старое разделение труда соответствует не только реальному соотношению сил, но и интересам верхушки ООН?
Но все не так просто. Никто всерьез не говорит об отправке в Ирак "голубых беретов". Момент для этого давно упущен. Сейчас речь идет о как можно большем ограничении права США вершить чужие судьбы, как в политическом, так и в военном плане. Но не для того, чтобы унизить последнюю оставшуюся сверхдержаву, а чтобы создать в Ираке платформу, которая объединит по возможности наибольшее количество группировок, которые сейчас посматривают друг на друга с недоверием.
Но дело до этого не дойдет. Заявление о встрече в Берлине означает, что принципиальные спорные вопросы уже решены и США взяли верх. Встречи ведущих политиков дружественных государств проходят, в общем, только тогда, когда их успешный результат уже очевиден. Зачем этой троице вообще встречаться? Потому что победный барабанный бой всегда приятен. Однако положение в Ираке слишком серьезно, чтобы прибегать к внешним эффектам.