Вчера возобновилась словесная война между Россией и Грузией по вопросу о том, кто был зачинщиком их недавнего конфликта: Тбилиси обнародовал записи разговоров по сотовой связи, гипотетически свидетельствующие, что российская бронетехника вошла на территорию Грузии задолго до того, как грузинская сторона начала атаку.
Правительство Грузии распространило записи в доказательство своих утверждений, что Россия сыграла роль агрессора в конфликте, в результате которого сотни человек погибли, а десятки тысяч стали беженцами. Россия уверяет, что вмешалась только в ответ на нападение Грузии на сепаратистскую территорию Южная Осетия и российские миротворческие силы.
Гига Бокерия, заместитель министра иностранных дел Грузии, сказал в интервью Financial Times, что записи свидетельствуют о начале "российской агрессии" рано утром 7 августа, задолго до того, как Грузия перешла к действиям в ночь с 7 на 8 августа. Министерство иностранных дел России назвало эти утверждения несерьезными.
Записи вряд ли положат конец спору, не в последнюю очередь потому, что версия самой Грузии со временем эволюционировала. Когда Тбилиси начал атаку, грузинские власти оправдывали свой шаг, утверждая, что это ответ на действия южноосетинских повстанцев. Позднее заместитель министра обороны Грузии Бату Кутелия сообщил FT, что ответные действия России стали для Грузии неожиданностью.
Вчера грузинские официальные лица заявили, что записи, предоставленные также западным разведслужбам, содержали разговоры между южноосетинскими пограничниками, обсуждавшими передвижения российской бронетехники по Рокскому тоннелю, который связывает Южную Осетию с Россией.
По данным New York Times, получившей копии записей, можно слышать, как один пограничник спрашивает другого: "Послушай, бронетехника пришла или как?". Другой пограничник отвечает: "Бронетехника и люди", и добавляет, что все они прошли через тоннель 20 минут назад. Этот разговор на осетинском языке был записан в 03:52. Россия не оспаривает, что ее войска прошли по тоннелю еще до основной атаки грузинской стороны.
Министерство обороны сообщило, что бронетехника постоянно использовалась для снабжения российских миротворцев в Южной Осетии. Оно также утверждает, что усилило свой миротворческий контингент в Южной Осетии, насчитывавший 500 человек, дополнительными миротворцами, воспользовавшись правами по соглашению, которое было заключено под надзором международного сообщества после силового отделения Южной Осетии от Грузии в начале 1990-х.
Российский президент Дмитрий Медведев сообщил журналистам, что, получив известия о нападении Грузии на Южную Осетию, долго выжидал, прежде чем отдал российским войскам приказ о наступлении.
Но Бокерия отмел утверждения, что действия, о которых сообщали пограничники, являли собой обычные передвижения миротворческих сил, так как правила деятельности миротворцев предполагают передвижения только в дневное время и только после предварительного уведомления другой стороны.
Мэтью Дж. Брайза, заместитель младшего госсекретаря США, во время своего визита в Тбилиси сообщил FT, что в данный момент записи изучаются экспертами из разведки.
Однако он сказал, что записи подтверждают его собственные впечатления от разговоров с высокопоставленными представителями грузинского правительства 7 августа: "Они определенно беспокоились, что российские силы прошли через Рокский тоннель и входят в Южную Осетию".