СНВ-3 - шанс продемонстрировать, что межпартийное сотрудничество в Сенате США все еще возможно, замечает в своей статье в The Foreign Policy Джон Керри, глава сенатского комитета по международным отношениям. Это подтвердило одобрение договора комитетом, поясняет он. "Теперь вопрос в том, сможем ли мы воспользоваться моментом и окончательно ратифицировать договор, который подтверждает лидерство Америки в ядерной сфере, - либо в связи с одной из самых безотлагательных проблем национальной безопасности поднимут голову идеологический обструкционизм и политическая злоба, отягощающие столько других тем", - пишет Керри.
СНВ-3 - продолжение 40 лет ядерной дипломатии. Он укрепляет американо-российские отношения, предотвращая возможные кризисы. СНВ-3 будет весьма полезен для борьбы с распространением ядерного оружия - он демонстрирует приверженность США обязательствам по ДНЯО. "Если же мы отвергнем СНВ-3, США подорвут доверие к себе, Ирану будет легче изображать США как фактор международной нестабильности, и другие страны усомнятся в наших намерениях", - считает автор.
Цели СНВ-3 не вызывают споров: мало кто из американцев считает, что сегодня США действительно нужны 2200 единиц ядерного оружия, замечает автор. Военные, выступавшие на заседаниях сенатского комитета, развеяли опасения, что СНВ-3 ограничит эффективную ПРО. "Критики также заявляли, что положения СНВ-3 о верификации менее жестки, чем в СНВ-1. Но несколько положений нового договора знаменуют крупный прогресс. Так, каждая ракета и каждый бомбардировщик получат уникальный идентификационный номер, что облегчит нам их отслеживание. Также наши инспекторы смогут фактически подсчитывать число боеголовок на каждой ракете (раньше его приходилось домысливать, так как разрешалось подсчитывать лишь носители)", - говорится в статье.
Тем, кто критикует режим верификации, Керри рекомендует вспомнить, что, во-первых, "против договора о СНП, заключенного президентом Джорджем У. Бушем, не возражал ни один сенатор-республиканец, хотя тот договор вообще не содержал положений о верификации. Во-вторых, механизмы верификации СНВ-3 намного лучше того, что мы имеем сейчас, - полного отсутствия таких механизмов".
Коснувшись вопроса о модернизации оружейно-ядерного комплекса США, Керри напоминает, что администрация Обамы планирует в ближайшие 10 лет потратить на эти цели 80 млрд долларов. Директора ядерных лабораторий довольны, пишет автор, напоминая, что при администрации Буша этим учреждениям пришлось сократить тысячи сотрудников.
"Большинство вдумчивых скептиков успокоили эти ответы", - замечает Керри. И все же некоторые республиканцы продолжают выступать против СНВ-3. "На первый взгляд, их возражения объясняются страхом, что Россия обретет ядерное превосходство. Но это не просто анахронизм - не забывайте, что холодная война закончилась, - но и нелепость. Как распорядятся русские ядерным "превосходством"? Какое бы оружие они ни создали, мы все равно сможем много раз уничтожить их страну 1550 боезарядами, которые сохраняем согласно договору", - говорится в статье. На взгляд Керри, недоверие к российской стороне - наоборот, повод ограничивать вооружения и вводить меры верификации.
На взгляд Керри, в действительности есть два объяснения для сопротивления СНВ-3. "Первое - идеология берет верх над разумом", - пишет он, напоминая: некоторые консерваторы считают, что США вообще не должны сковывать себя международными договорами. "Этот подход к внешней политике мало способствует нашей национальной безопасности", - замечает автор.
Второе объяснение связано с политическими игрищами: "Собственно, Митт Ромни кричал о своем несогласии с СНВ-3 в письме, где просит пожертвования на свою президентскую кампанию в 2012 году - это циничная уловка, попытка сыграть на страхе масс перед ядерным оружием. А некоторые политики будут рады любому шансу сорвать победу президента-демократа".
Но СНВ-3 касается не Обамы, а безопасности американского народа, которую дали присягу охранять все сенаторы, подчеркивает автор. "Пришло время, чтобы полный состав Сената, переняв у комитета принцип межпартийного сотрудничества, без промедления одобрил СНВ-3", - заключает он.