По мнению журналиста Die Presse Эдуарда Штайнера, наиболее характерными комментариями к решению о лишении мандата депутата Госдумы Геннадия Гудкова стал возглас одного из бывших его коллег: "Иуда!", а также высказывание самого Гудкова: "Я просто отказался играть по их правилам". Лишение мандата без решения суда, за которое проголосовали 65% думцев - первый подобный случай за 17 лет, напоминает Штайнер.
"Иуда" Гудков не похож на выгодно подаваемую в СМИ оппозиционную жертву вроде активисток Pussy Riot, угодивших за решетку за протест. Однако для понимания российской системы власти случай Гудкова гораздо важнее", - пишет Штайнер. Он также отмечает, что власть имущие торопились "исторгнуть его из своих рядов" к моменту первой массовой демонстрации после летней паузы.
"Справедливоросс" и бывший полковник КГБ Гудков занимал кресло в парламенте с 2001 года, а к протестам внепарламентской оппозиции примкнул в прошлом году после решения Путина о третьем сроке, напоминает Штайнер. Теперь, продолжает он, Гудкова лишают мандата, обосновывая это его предпринимательской деятельностью, запрещенной для депутатов.
"Законы молодого государства сформулированы так, что трудно действовать, не нарушая их. Поэтому всякий находится в заложниках у обстоятельств", - пишет Штайнер. С помощью закона, объясняет он, из игры выводят любого, кто выпадает из системы кумовства. В пример он приводит Михаила Ходорковского: по словам Штайнера, нарушения закона, допущенные Ходорковским, были типичны для его времени, и подобные практики применялись и другими олигархами.
Штайнер напоминает, что в данный момент в России рассматривается закон, запрещающий чиновникам и их семьям иметь счета за рубежом. "Возможно, закон так и не будет принят, тем более что чиновники, по мнению бывшего министра финансов Кудрина, в таком случае будут массово уходить со своих постов, чтобы спасти свое состояние", - отмечает Штайнер. По словам премьера Дмитрия Медведева, идея этого закона в том, чтобы чиновники несли те же риски, что и страна; по мнению Штайнера, идея состоит еще и в том, чтобы контролировать всех носителей системы и превратить их в заложников текущей ситуации.