"Марш миллионов" 15 сентября собрал в Москве "десятки тысяч" участников, пишут СМИ. Декабрьской эйфории нет, но движение протеста не угасает и пытается структурироваться. Не подчинив себе оппозиционеров, власть держит с ними дистанцию, однако цена такого равновесия - бездействие и опасность "брежневского" застоя, указывают наблюдатели.
В субботу в Москве десятки тысяч россиян опровергли прогноз о смерти антипутинского протестного движения, пишет The Christian Science Monitor. Толпа собралась пестрая, иногда буйная, столь же многочисленная, как и на многих акциях минувшей зимой и весной, сообщает журналист Фред Уэйр. Собралось не менее 14 тыс. человек, по некоторым оценкам - более 100 тыс. Журналисты сочли, что в разгар митинга присутствовало не менее 25 тыс. и отметили несколько заметных перемен по сравнению с предыдущими митингами.
Первая - "растущая политизация. Больше организованных колонн под лозунгами и флагами партий, профсоюзов и политических организаций, от ультралевых до правых националистов. Присутствовали также студенческие организации, борцы за права гомосексуалистов и даже красочно одетая группа с огромным транспарантом "Экзистенциальная Россия". Вторая перемена: в митинге впервые официально участвовала КПРФ.
Продемократические лозунги и требования гражданских прав были дополнены экономическими требованиями, в том числе протестами против реформ образования и здравоохранения. Сопредседатель "Солидарности" Борис Немцов сказал в выступлении, что различные силы, организовавшие митинг, смогли договориться о более четкой программе движения вперед, передает корреспондент.
"Через девять месяцев после того, как первые крупные протесты всколыхнули Москву, движение, похоже, набрало крейсерскую высоту. В нем нет той эйфории, как в декабре. Но оно не прекращается", - пишут Эллен Барри и Дэвид Хершенхорн, корреспонденты The New York Times.
"Я часто слышу: мы что, собираемся ходить на демонстрации как на работу? - заявил харизматичный блоггер Алексей Навальный. - Да, мы пойдем. Мы ходим на работу, чтобы заботиться о своих семьях, - и мы должны ходить на демонстрации, чтобы дать свободу себе и своим семьям, чтобы защитить свое человеческое достоинство. Мы будем ходить как на работу. Это должно стать частью нашей жизни".
Арестов не было, сообщает издание, только через несколько часов после окончания мероприятия полиция задержала лидера движения левых Сергея Удальцова, призвавшего своих сторонников не расходиться после окончания времени действия разрешения.
"Сегодня власти вышли на путь репрессий, - сказал Геннадий Гудков, парламентарий, лишившийся в пятницу своего мандата - вероятно, в качестве расплаты за свое участие в протестах. - Но они забыли, что они имеют дело с людьми. И мы не позволим нашей стране превратиться в ГУЛАГ".
"Оппозиция принялась за дело решительно, чтобы доказать свою стойкость вопреки гонениям на инакомыслие", - комментируют прошедшую акцию корреспонденты The Financial Times Кэтрин Белтон и Кортни Уивер. Народу собралось меньше, чем на зимние митинги, но все же достаточно, чтобы оппозиция могла заявить: уличные акции протеста остаются силой, с которой следует считаться. Речи, однако, были выдержаны в более мрачном тоне: звучало больше требований социальной справедливости. Лидеры призвали протестующих проявить терпение, приготовиться к затяжной битве.
Основные требования митингующих, как и прежде, - повторные парламентские и президентские выборы, а также политические реформы. Во многих речах звучало новое негодование: например, Сергей Удальцов заявил, что слишком рассержен, чтобы носить белую ленточку, и пообещал носить черные очки - это "черная метка жуликам и ворам", передают корреспонденты.
Толпы оппонентов Кремля продвигались по центральным бульварам под десятками различных плакатов и транспарантов - от либеральных до коммунистических и националистических, пишет The Wall Street Journal.
Оппозиционные активисты попытались расширить свои требования, добавив новые лозунги об увеличении финансирования высшего образования и медицины. Выдающийся блоггер и оппозиционер Алексей Навальный заявил демонстрантам, что просто выходить на улицы недостаточно - каждый должен вести свою "личную борьбу", говорится в статье.
Многие протестующие высмеивали Путина, в особенности его недавний полет на дельтаплане во главе стаи мигрирующих журавлей, существование которых находится под угрозой, рассказывает автор материала. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил информационному агентству "Интерфакс", что Путин в этот день работал и не следил за акцией протеста.
Движение протеста против политики Кремля в России становится более структурированным, полагает корреспондент El Pais Пилар Бонет. "Но движение пока не набрало критической массы, которая необходима, чтобы его основной адресат - президент Путин - согласился на диалог с оппозицией".
Митинг 15 сентября отчасти походил на предыдущие, но имелись нюансы и вариации, делится своими наблюдениями корреспондент: "Например, ораторы больше концентрировались на конкретных и практических аспектах, как-то необходимость изучить тарифы ЖКХ и заморозить их, пока не выяснится, как они формируются". "Лексикон ораторов, не утрачивая своего критического характера, в целом стал менее агрессивным по отношению к Путину, хотя не менее язвительным", - замечает автор.
Пилар Бонет полагает, что в оппозиционном движении "дан толчок процессу, который должен увенчаться выборами единого координационного совета". В других российских городах на митинги пришло мало народу: от нескольких десятков в Ульяновсе и Самаре до нескольких сотен в Петербурге, добавляет издание.
Россия, похоже, вступила в период стагнации, сравнимой с брежневскими временами, пишет в Le Figaro Пьер Авриль. Митинг в Москве только подтвердил статус-кво, который сохраняется в стране после переизбрания Путина: по оценкам AFP, манифестантов было 40 тыс., и это слишком мало, чтобы заставить дрожать Кремль, хотя достаточно для того, чтобы нарушить спокойствие авторитарного режима.
О беспокойстве и даже волнении властей свидетельствуют репрессивные законы, принятые Думой, а также "анекдотические", по выражению автора, инициативы главы государства. Приведенный в замешательство шутками по поводу полета с журавлями в Сибири, президент России принял у себя известную оппозиционную журналистку, уволенную из журнала за отказ освещать это событие. Магия Путина перестала работать: это показывает падение рейтинга популярности на 12 пунктов с момента его возвращения к власти, говорится в статье.
Стремясь опереться на элиту, Путин подписал указ, позволяющий министрам и высокопоставленным чиновникам занимать свои посты до 70 лет, а не до 65. В то же время появляются слухи о перестановках, которые могут произойти после 60-летия Путина 7 октября. Кремль, похоже, намерен также навести порядок в Думе, в том числе в партии власти, депутаты которой себя дискредитировали.
"Не подчинив оппозиционеров, власть держит с ними дистанцию, однако у такого равновесия есть цена: бездействие", - заключает Авриль.
Также по теме:
В России вялые протестующие наскучили полиции (Los Angeles Times)
Оппозиция ищет второе дыхание, сталкиваясь с закручиванием гаек Путиным (Le Monde)
Эйфория сошла на нет (Frankfurter Allgemeine)