Прокуратура заморозила значительный пакет акций одного из крупнейших сталепрокатных заводов в ходе необычного дела о разводе - дела, которое служит ярким примером тому, как непросто заниматься бизнесом в России.
Вся Москва была в недоумении после того, как деловая газета ?Ведомости? сообщила об этом. Все были озадачены тем, что прокурор выступил в качестве третьего лица в семейной ссоре между Алексеем Мордашовым, президентом компании ?Северсталь?, и его бывшей женой Еленой Мордашовой. Еще более удивительным стал тот факт, что Московский суд одобрил действия обвинителей и арестовал 32,5% акций ?Северстали?, принадлежащих Мордашову.
Но все сходились в одном ? в действительности, это дело было не об алиментах.
?Либо это попытка захвата, со стороны противников, либо попытка испортить его имидж и уменьшить влияние?, - полагает Александр Андреев, аналитик московского отделения ?Brunswick UBS Warburg ?. ?Это могло случиться с каждым. Хотя я не думаю, что они, на самом деле, смогут захватить акции?, - добавляет он.
В России в наши дни не редкость случаи, когда хронически безденежные судьи и прокуроры сотрудничают с могущественными бизнес-группами, мошенничая, чтобы приговоры суда приносили выгоду. Говорят, что закон в России как телега - куда потянешь, туда и поедет.
Крупные компании заявляют, что не прибегают к подобным манипуляциям. Михаил Ходорковский, глава нефтяной компании ?Юкос?, в своем интервью минувшей весной говорил: ?Что касается использования системы продавливания решений в суде, я решил не прибегать к этому?.
Однако, любопытные дела появляются снова и снова. В конце июля другая нефтяная компания ?Лукойл? была вынуждена на несколько дней приостановить экспорт нефти после того, как инвестор, владеющий лишь пятью акциями компании, предъявил иск по поводу взаимоотношений ?Лукойла? с трубопроводной компанией, контролируемой государством. Аналитики считают, что возбужденное дело ? действия конкурентов, или, не исключено, трубопроводной компании.
?Ведомости? цитируют слова Мордашова о том, что один из его конкурентов по бизнесу Искандер Махмудов, президент Уральской Горно-Металлургической компании, мог стоять за предпринятыми против него действиями. Мордашов заметил, что тот же прокурор недавно начал криминальное расследование в отношении другого конкурента Махмудова.
И судья, и прокурор, как сообщается, находятся в отпуске и недоступны для журналистов.
Но Махмудов находится в Москве, и в телефонном интервью он сказал, что не имеет ничего общего с этим делом. ?Это не мы?, - заявил он, - ?Если бы это были мы, вы думаете, мы бы выбрали этого прокурора??
По мнению аналитиков, особого воздействия на компанию это дело не возымеет. ?Северсталь? на 80% принадлежит своему руководству и очень ценится инвесторами, голосования среди акционеров не предвидится до планового собрания в 2002 году.
Дело планируется передать в суд Череповца, родного города Мордашова.