Несмотря на поддержку большей части СМИ, разругавшаяся между собой буржуазная оппозиция не смогла убедить бедняков в том, что раньше было лучше.
Было бы хорошо, если бы и венесуэльская оппозиция наконец начала соблюдать правила игры. Любить Чавеса не обязательно, однако нужно признать, что на нескольких выборах и референдумах народ демократическим путем ставит его во главе страны, причем более значительным большинством голосов, чем избирали лидеров в других странах Латинской Америки.
Улучшением социальных условий в бедняцких кварталах, начиная от удешевленных продуктов и кончая бесплатным образованием и лечением, Чавес пытается понравится рядовым венесуэльцам и не больше, обвиняет оппозиция. Но если даже так, то что из этого? А обвинение, что Чавес, мол, злоупотребляет доходами от нефти, пуская их на осуществление своей "боливарской революции", можно назвать почти пошлым. На что же еще использовать богатства страны, как не на помощь бедным?
Даже обвинение в популизме уже больше не работает. Потому что оно означает, что Чавес ничего не может предложить, кроме риторики. Однако оппозиция в течение многих лет демонстраций, попытки государственного переворота и вот теперь - неудавшегося референдума пытается свергнуть Чавеса. Не потому, что он ничего не делает, а потому, что он действует, действительно пытаясь изменить традиционное распределение богатства и власти в Венесуэле.
Достойные критики недостатки Чавеса - культ личности, неспособность к объединению, поляризация - остаются. Однако появившаяся при нем конституция - это конституция демократической страны, а не диктатуры, о которой вечно кричит оппозиция. Если Чавес и дальше будет придерживаться этой конституции и сможет собрать вокруг себя большинство, то ему можно, ему нужно править дальше. Какой бы непостижимой эта мысль ни казалась оппозиции.
Чавес - не мессия, и насколько долговечны его реформы, покажет время. Однако он является избранным президентом Венесуэлы, которого только что народ с впечатляющим результатом подтвердил в должности. Если оппозиция это поймет, то это уже будет большой прогресс.