Многие десятки раненых, более 820 человек арестовано. Таков предварительный итог беспорядков, учиненных во вторник в Гуш-Катифе противниками размежевания в секторе Газа. За несколько часов до начала принудительной эвакуации поселенцев, отказывавшихся уехать добровольно, сотни активистов ультраправых организаций, тайно проникших в поселения, чтобы их поддержать, атаковали грузовики, пригнанные военными для эвакуации поселенцев. "Мессия победит!", - скандировали они, поджигая мусорные баки и бросая колючки из арсенала "ниндзя" под колеса грузовиков и полицейских машин, которые их охраняли.
Известное высоким качеством градостроительства поселение Неве-Декалим, где происходят эти беспорядки, теперь напоминает поле битвы. Главная улица городка пестрит следами краски и порванными израильскими флагами, висящими на фонарных столбах. В жилых кварталах активисты "Молодежи холмов" (крайне правой организации, действующей на Западном берегу Иордана), никого не стесняясь, пишут лозунги на стенах домов. "Мы не уходим, мы сопротивляемся", - гласят эти лозунги. В конце дня кто-то поджигает школу.
Вчерашние подростки, эти активисты распределились на группы для проведения показательной акции. Они нападают на армейские машины, вооруженные железными прутьями. Одному из полицейских горящий аммиак обжигает лицо. "Ты попадешь в ад, как и все предатели, которые хотят расчленить священную землю Израиля!" - кричал подросток, совершивший этот "подвиг" и убежавший вместе со своими сообщниками.
Конечно, в ночь с понедельника на вторник полиция задержала Пинхаса Валлерштейна, Бенциона Либермана и Хевера Замбиша, трех исторических лидеров "Иеша" (лобби поселенцев), при попытке тайно пробраться в Гуш-Катиф вместе с десятками молодцов, решивших дать отпор силам правопорядка. Но через несколько часов их выпустили на свободу, и они тут же стали снова призывать к неповиновению военным и "продолжению борьбы за величие Эрец-Исраэль".
Не ожидавшая такого размаха сопротивления, полиция, которая теперь контролирует дорогу в Гуш-Катиф, успокаивает бунтовщиков с помощью водометов, но ее штаб медлит с применением силы, потому что некоторым из манифестантов нет еще и 12 лет.
"Самое худшее то, что они действуют с благословения родителей", - утверждает официальный представитель "Язам" (подразделения по борьбе с уличными беспорядками).
"Эти безумцы жгут автомобильные покрышки, поджигают мусорные баки и забрасывают нас бутылками с краской или горящим бензином. В добавок ко всему они еще и ксенофобы: многие иностранные журналисты жалуются на нападения с их стороны, - добавляет он. - Их к этому явно готовили, поскольку действуют они мобильными, хорошо организованными группами. Всего за несколько минут трое из моих людей получили травмы. Такого не случалось даже во время восстания израильских арабов (в октябре 2000 года. - Le Temps)".
Большинство поселенцев Гуш-Катифа согласилось переехать во вторник не потому, что они в принципе согласны с размежеванием, а потому, что, отказавшись от переселения, они потеряли бы треть суммы денежной компенсации, предусмотренной законом.
"Борьба за благословенную землю Израиля превыше всего, - говорит Шалом Коэн, один из вожаков "Молодежи холмов". - Остальное не имеет никакого значения, и мне неважно, будут ли у меня из-за этого неприятности с юстицией". Это мнение не разделяет раввин Неве-Декалима Игал Камницер, он считает, что эти ребята "преисполнены чистоты и веры". "Пусть те, кто хочет уехать, уезжают, - заявляет он. - А я остаюсь с ними, потому что это добрые люди".
Авнер Ицхаки, человек с усталым лицом и бородой, которую он больше не бреет "в знак траура из-за предательства Шарона", осуществляет посредничество между "Молодежью холмов" и стражами порядка. Он ведет переговоры, но заключенные с его помощью соглашения тут же нарушаются.
"Я остаюсь противником размежевания, но на этот раз мне страшно", - говорит он, продолжая телефонные переговоры с группой просочившихся в поселение активистов: они предлагают поджечь брошенные дома. "Полиция утверждает, что "нелегалов" не больше 5 тысяч, но это неправда. Их по крайней мере вдвое больше, и я знаю, о чем говорю, потому что вхожу в руководство "Иеша". Если ситуация будет продолжать развиваться таким образом, завтрашний день (начало принудительной эвакуации. - Le Temps) станет, безусловно, черным днем в истории нашей страны".
Несмотря на беспорядки вторника, 120 грузовиков все же сумели эвакуировать из поселений Гуш-Катифа 120 семей. Однако каждую машину пришлось отправлять в сопровождении эскорта солдат, которым было приказано охранять грузовики до КПП "Кисуфим", открывающего въезд на территорию еврейского государства.
Явно расстроенный таким развитием событий, генерал ЦАХАЛа Дан Харель, который курирует операцию по эвакуации, выглядел разочарованным. "Я ожидал лучших результатов, - сказал он одному из своих помощников. - Завтра продолжим выполнение намеченного плана и перейдем к следующей фазе". То есть к применению силы.