В сегодняшнем выпуске Die Welt публикуется интервью с самым известным заключенным России. В беседе с главным редактором журнала "Русский Newsweek" Михаилом Фишманом экс-глава концерна ЮКОС Михаил Ходорковский говорит о политизированности российского правосудия и новом процессе над ним.
По словам Ходорковского, теперь, сидя за решеткой, он понимает, что в 2003 году он, возможно, проявлял наивность, надеясь на устойчивость правовых и демократических институтов в России. Теперь выясняется, что это было не так. Несмотря на все предпринятые с его стороны усилия, концерн оказался в безвыходной ситуации и не имел ни малейших шансов остаться единым целым. "Мы создали слишком успешную компанию, лакомый кусок", - добавляет ее бывший руководитель.
По мнению Михаила Ходорковского, Владимир Путин и Игорь Сечин были главными действующими лицами на начальном этапе "дела ЮКОСа"; теперь его поддерживают на плаву преимущественно бюрократы второго ранга.
Что касается надежд, связанных с фигурой Дмитрия Медведева, то, по словам экс-главы печально известного нефтяного концерна, нынешний президент хотя и отличается от своего предшественника, однако по принципиальным вопросам проявляет лояльность к политике, проводимой Путиным. Кроме того, Ходорковский сомневается в том, имеет ли нынешний президент возможность проводить свою собственную политику.
"В настоящее время все мои усилия направлены на то, чтобы добиться законного и объективного решения суда", - подчеркивает Ходорковский, добавляя, что для него неприемлема ситуация, когда его обвиняют в несуществующем преступлении.
По мнению Михаила Ходорковского, его участь и судьбу его концерна могут разделить и другие компании, хотя масштабы будут уже и не те. "Практика искусного превращения гражданских или арбитражных дел в криминальные, опробованная на нас, породила десятки и сотни "юкосов" более мелкого масштаба", - уверен он. При этом, добавляет Ходорковский, внятное и объективное решение по второму процессу над ЮКОСом могло бы улучшить репутацию российского правосудия. Вмешательство государства в частный сектор экономики Ходорковский оценивает негативно, связывая эту тенденцию с ростом затрат, снижением производительности, непрозрачностью и коррупцией.
На вопрос редактора российского издания о причинах, по которым ему не дали выступить перед судом, Ходорковский отметил, что обвинение выстраивается на интерпретации всех документов по делу в интересах действующей власти. Абсурдность обвинения заключается в том, что руководство ЮКОСа якобы незаконно присвоило нефть своих же дочерних компаний, которые, по словам экс-главы концерна, с 2001 года являлись собственностью ЮКОСа. Единственный шанс для прокуратуры состоит в том, чтобы всех окончательно запутать своей околесицей и добиться того, чтобы суд вынес необходимое ей решение. "В этой ситуации они просто боятся моих показаний, как, впрочем, и любого живого слова на процессе", - подчеркивает Ходорковский.