Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
17 декабря 2002 г.

Кристиан Паж | Le Temps

"Чечня ? это не внутренняя проблема России, это европейская проблема"

Ахмед Закаев, эмиссар сепаратистского чеченского президента Аслана Масхадова, нашел убежище в Лондоне после своего освобождения 3 декабря датской юстицией. Эмиссар провел 34 дня в предварительном заключении по просьбе Москвы, которая добивается его экстрадиции за террористическую деятельность. Вновь арестованный в Великобритании в аэропорту Хитроу, Закаев был освобожден под залог.

? Потерпев неудачу в Дании, российская юстиция пытается теперь добиться вашей экстрадиции от Соединенного Королевства. Чувствуете ли вы себя в безопасности в Европе?

? Мой случай неразрывно связан с ситуацией в Чечне, где русские продолжают свои варварские действия уже более трех лет. После терактов 11 сентября 2001 года Путин пытается представить свои действия в Чечне как часть международной борьбы с терроризмом. Он надеется, что в будущем году во время предвыборной кампании сможет сказать, что сумел вернуть республику в состав России. Если Москва добьется моей экстрадиции, она сможет представить ее как жест солидарности со стороны ЕС. Это означало бы, что Европа считает всех чеченцев террористами? Чечня является частью Европы, каким бы ни был ее политический статус.

? Датская юстиция сочла недостаточными доказательства, представленными против вас российской прокуратурой. Не опасаетесь ли вы, что Москва найдет новые доказательства, чтобы убедить британских судей?

? Все может случиться? Но я совершенно спокоен. Русские могут переписать историю и придумать аргументы против меня. Но они не могут заставить меня постфактум совершить преступления, в которых они меня обвиняют. Я полностью доверяю британской юстиции. До сих пор Москве не удавалось повлиять на Европу. Чтобы добиться моего ареста датской полицией, они заявили, что имеют неопровержимые доказательства моей причастности к захвату заложников в московском театре в октябре. До этих событий судебному преследованию я не подвергался. Но сегодня мандат, требующий моей экстрадиции, фактически покрывает период с 1991 по 2001 годы. Это период, в который я, как ни парадоксально, имел официальные контакты с Москвой. Никто не хотел меня тогда арестовывать!

? Премьер-министр Тони Блэр уже давно находится в дружеских отношениях с Путиным. Не боитесь ли вы, что это скажется на вашей судьбе?

Я много думал об этом перед тем, как приехать в Лондон. Путин и Блэр, может быть, и друзья. Но пусть они дружат, когда выйдут в отставку! Не забывайте, что есть большая разница: в России законы служат главе государства, в Европе руководители подчиняются законам, как любой другой гражданин. Вот почему я не думаю, что Блэр может пожертвовать мной ради своей дружбы с Путиным. Я решил приехать в Лондон, одну из главных столиц демократического мира, потому что здесь у меня много друзей, особенно среди интеллектуалов. Раньше я имел в Лондоне контакты с депутатами, лордами, даже был принят в МИДе.

? Каковы сегодня перспективы переговоров между Москвой и Чечней?

? К несчастью, начинать и заканчивать войны ? во власти России. Но я уверен, что этот конфликт кончится и Россия уйдет с нашей территории. Это невозможно решить с помощью силы, потому что этот конфликт имеет политические корни. Значит, и решение будет политическим. Нужны переговоры. Все зависит от Путина. Это не внутренняя проблема России. Это европейская проблема. Вот почему Европейский союз должен вмешаться. Только его вмешательство может положить конец войне и помешать ее расширению. Чем дольше мы ждем, тем труднее это будет сделать. Нужны силы по поддержанию мира. Сегодня переговоров нет. Они никогда не начнутся, если будут зависеть от инициативы только двух сторон. Захват заложников в московском театре помешал переговорам, к которым как никак шла подготовка на неофициальном уровне. Он сыграл на руку всем тем, кто хочет продолжения войны.

? Вы отрицаете всякую причастность к этому захвату заложников. Если бы вы получили информацию о другом готовящемся теракте, могли бы вы передать ее российским властям?

? Конечно! Потому что первые, кто страдает от таких выходок, ? это мирные жители. Москва использует эти теракты, чтобы оправдать новые карательные акции. Тут же мужья, родные или двоюродные братья чеченских жертв приходят в еще большее отчаяние из-за этой ситуации. Это лишь толкает их на участие в таких самоубийственных действиях. Я боюсь, что еще могут произойти акции, подобные захвату заложников в Москве.

Источник: Le Temps


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru