Через три дня после провала саммита в Брюсселе, который должен был принять конституцию расширенной Европы, министр иностранных дел Франции Доминик де Вильпен надеется, что до конца 2004 года договор, цементирующий Евросоюз в составе 25 членов, будет достигнут.
- Можно ли сказать, что фиаско Брюссельского саммита продемонстрировало неполадки в ЕС и бессилие франко-германского "мотора"?
- Конечно, это провал для всей Европы. Некоторые страны не проявили достаточной гибкости, но, по правде сказать, не было и настоящих переговоров. Что касается Франции и Германии, то они вовсе не были в изоляции. Суть наших позиций была воспринята с пониманием и получила поддержку таких стран, как государства Бенилюкса, Греция, Финляндия, Венгрия и Великобритания. И я хочу напомнить, что франко-германский тандем вместе со своим британским союзником сделал в пятницу серьезный шаг вперед в создании европейской оборонительной системы.
- Расширение Европы было плохо подготовлено?
- При расширении Европа столкнулась с новыми вызовами. Ни Амстердамский, ни Ниццский договоры не заложили реальной основы функционирования ЕС в составе 25 стран-членов. Что касается проекта конституции, то он отвечает нашему взгляду на будущую Европу. В субботу мы стояли перед выбором: довольствоваться усовершенствованным Ниццким договором или обзавестись институтами, способными придать Европе новое дыхание. Очевидно, что разногласия были настолько велики, что достичь соглашения оказалось невозможным, если не следовать логике распада, демонтажа конституции. Это была бы опасная логика, и от нее мы сразу отказались.
- Могли ли 23 из 25 стран заявить о достижении согласия?
- Ситуация выбора могла бы привести к конфронтации, но Италия как председатель ЕС не хотела этого. Начинать противоборство, вступая в трудные переговоры, значило брать на себя риск вызвать кризис. Чем принимать неполноценную конституцию, лучше было подождать с ее принятием. Может быть, было слишком оптимистичным верить, что импульс, данный Конвентом, позволит нам достичь соглашения за три месяца. По крайней мере, Брюссельский саммит сохранил наши шансы принять амбициозную конституцию для всей Европы. Дух Конвента жив.
- Ваших партнеров тревожит вес, который обретает Германия в проекте конституции, а также возникающая ось Париж - Берлин. Разве они не вправе отстаивать свои интересы?
- Напоминаю вам, что во имя эффективности Франция и Германия готовы к тому, чтобы их комиссар пользовался равным статусом с другими членами! Что касается системы двойного большинства при голосовании в Совете, то она основана на демократическом принципе, который учитывает двойственный характер нашего Союза, являющегося одновременно союзом государств и народов. В течение долгого времени Германия вызывала к себе особый интерес у Европы, и именно она делала большую часть жестов. Отсюда - кризис и недоразумение, случившееся в Ницце. Франция хотела извлечь уроки из этого кризиса, скрепив свои отношения с Берлином новым пактом доверия.
- Сегодня шесть крупнейших стран, формирующих бюджет ЕС, заявляют, что не готовы и дальше платить за остальных. Это финансовый шантаж?
- Разумеется, нет. В начале 2004 года должны начаться переговоры по финансовым вопросам. Письмо, подписанной Великобританией, Германией, Францией, Швецией, Нидерландами и Австрией, вписывается в эту перспективу. Шесть указанных стран хотят этим сказать, что бюджетная дисциплина государств должна распространяться и на союзный бюджет.
- Как поставить конституцию на новые рельсы?
- В любом случае проект конституции предусматривает, что Ниццкий договор будет действовать до 2009 года включительно. Ясно одно: мы не имеем права на неудачу, мы хотим до конца 2004 года получить конституцию для всех европейских стран. Нужно, чтобы европейский дух возобладал у всех.
- По мнению некоторых стран, провал Брюссельского саммита служит целям Жака Ширака, который выдвинул идею Европы, движущейся на двух скоростях, и "авангардных" межправительственных групп.
- Европейский проект должен стоять на двух ногах. Прежде всего ей нужен очень прочный фундамент в виде Общего рынка и общей политики - фундамент, предусмотренный положениями конституции, которые сделают Европу более эффективной, демократичной и транспарентной. Кроме того, ей нужна гибкость, чтобы она могла дышать. Укрепление сотрудничества, которому могла бы помочь конституция, позволит некоторым странам действовать даже в отсутствие общего соглашения.
- В каких областях?
- В области вооружений, во внешней политике, в сфере сотрудничества между университетами или в управлении экономикой в зоне евро. Нужны также партнеры, желающие идти вперед. Франко-германский тандем, находящийся на переднем крае Европы, остается очень мощным "мотором". Многие новые члены ЕС хотят идти вперед. Это не борьба "старой Европы" с "Европой молодой". Несовпадение в ритмах не может привести к появлению Европы, движущейся с двумя разными скоростями. Эта динамика не ставит под сомнение европейский дух. Наоборот, речь идет о самой сути европейской инициативы: утверждать единство, уважая специфику каждого.