Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
17 декабря 2015 г.

Обзор прессы | Inopressa

Инвестиции в Турцию на фоне обострения российско-турецких отношений

Financial Times публикует цикл статей под общим заголовком "Инвестирование в Турцию". Несколько материалов так или иначе касаются России. После того, как Россия наложила санкции на Турцию, турецкий бизнес держит курс на "маяк" членства в ЕС.

Первая статья называется так: "Запрет на авиаперевозки, введенный Москвой, бьет по турецкой туриндустрии". Четин Гурджун, генсек ассоциации турецких турагентств, молится о мире, пишут журналисты Джошуа Чэффин и Мехуль Сривастава. Когда Турция сбила российский бомбардировщик, Кремль в ответ отменил чартерное авиасообщение с Турцией и запретил российским операторам продавать путевки в эту страну.

Россия - на втором месте по численности туристов, посещающих Турцию.

Согласно прогнозу американской брокерской фирмы BGC, кризис в отношениях с Россией может лишить Турцию до 3 млрд долларов в туриндустрии, еще 3 млрд в области экспорта и 6 млрд в других формах коммерции.

Еще до кризиса, с января по сентябрь 2015 года, Турцию посетило на 19% меньше россиян, чем за тот же период в 2014-м. В результате выручка от туризма снизилась на 6,5% по сравнению с 2014 годом, до 24,8 млрд долларов.

"В целом турецкие топ-менеджеры опасаются, что кровопролитие и нестабильность в соседней Сирии, а также ощущение, что насилие пересекает границу, портят имидж Турции", - пишет газета, упоминая о терактах в Анкаре и беженцах, которые отплывают с турецкого побережья, изобилующего курортами.

Гурджун надеется, что лидеры России и Турции помирятся до конца февраля. "Позднее этого времени станет очень трудно организовать перелеты в Россию и продажу путевок", - поясняет он. Если же все усилия провалятся, делу могут помочь сами российские туристы, добавляет он.

"Ссора с Россией вынуждает Турцию искать новых партнеров в топливно-энергетической сфере" - отмечает газета в заголовке второй статьи. В последние недели политическая нестабильность и разрыв отношений с Москвой знаменуют крупные сдвиги в приоритетах Турции в области инвестиций в топливно-энергетическую инфраструктуру, пишет журналист Джон Робертс.

"Чтобы застраховаться от возможных сбоев в поставках российского газа, Турция должна обеспечить рост поставок из Северного Ирака и Азербайджана", - говорится в статье.

Газета упоминает о трех обстоятельствах и событиях, которые привели к текущему положению дел.

1. В июле Россия отменила укладку труб для газопровода "Турецкий поток".

2. "Турция все более обеспокоена российскими авианалетами в Сирии", - пишет газета. В октябре президент Эрдоган предостерег: нарушения воздушного пространства Турции российскими военными могут побудить Анкару отказаться от "Турецкого потока" и, возможно, даже отстранить Россию от участия в строительстве АЭС. Но, когда в ноябре Турция сбила российский бомбардировщик, Россия сама объявила, что проект "Турецкого потока" приостановлен на неопределенный срок.

3. Министр природных ресурсов Регионального правительства Курдистана объявил, что эта автономная область в Северном Ираке к началу 20-х годов сможет экспортировать в Турцию до 20 миллиардов кубометров газа.

Когда у Турции испортились отношения с Россией, турецкое руководство попыталось форсировать строительство Трансанатолийского газопровода (Tanap).

Но для этого понадобится досрочно завершить другие элементы проекта "Южный газовый коридор" между Каспием и Италией: пораньше начать добычу газа на месторождении Шах-Дениз, продлить Южнокавказский газопровод до начальной точки Tanap на грузинско-турецкой границе.

Турция также обратила внимание на Северный Ирак. 3 декабря Анкара заявила, что газовая госкомпания Botas объявит тендер на строительство газопровода, который свяжет Силопи на иракской границе с турецкой газотранспортной системой в городе Мардин.

Официальные лица Турции и Курдистана также обсуждают идею соединения газопровода с Tanap.

В долгосрочной перспективе Турция будет рассматривать таких потенциальных поставщиков газа, как Иран и новые месторождения Восточного Средиземноморья. Но на существующем газопроводе Иран-Турция почти нет свободных мощностей.

Чтобы подсоединиться к израильским месторождениям Левиафан и Тамар, необходимо решить проблему разделенного Кипра. А для расширения терминалов для ввоза СПГ в Турции потребуются новые инвестиции.

"Что касается нефти, то для Турции главное - не развитие новых источников поставок, а обеспечение безопасности на турецком отрезке газопровода Баку-Тбилиси-Джейхан", - говорится в статье. Также Турции следует реконструировать ее часть нефтепровода Киркук-Джейхан, идущего из Ирака. Он загружен менее чем наполовину из-за небрежения, воровства нефти местными жителями и атак курдских боевиков.

"Турецкий бизнес держит курс на "маяк" членства в ЕС" - так озаглавлена третья статья. Журналист Джошуа Чэффин отмечает, что "в последние годы отношения турецкого бизнеса с Европой охладились: ЕС был охвачен кризисом, заявка Турции на вступление в ЕС была практически заморожена". Но теперь, похоже, вновь возникла взаимная заинтересованность. "После того, как Россия наложила санкции на Турцию, турецкие бизнесмены, похоже, стали больше ценить предсказуемость Европы", - считает автор.

Со своей стороны, лидеры европейских стран предлагают новые уступки, убеждая Анкару ограничить приток мигрантов с Ближнего Востока. В ноябре ЕС пообещал подумать об отмене визового режима, возобновить переговоры о членстве Турции в блоке и наладить "экономический диалог в верхах", пишет газета.

"Кризис с беженцами, если с ним удачно управиться, сильно укрепит [отношения Турции с ЕС]", - прогнозирует Мехмет Сами, основатель консалтинговой фирмы Pretium Advisory (Стамбул).

"Будь Турция членом ЕС, мы бы чувствовали бы себя намного комфортнее при расширении нашего бизнеса в Европе", - говорит Вуслат Доган Сабанджи, президент газеты Hurriyet.

Основой коммерческих связей служит соглашение от 1995 года: ЕС отменил пошлины на многие промтовары из Турции и обязал Анкару перейти на стандарты ЕС. С тех пор объем двусторонней торговли вырос в четыре с лишним раза, несколько турецких экспортеров сделались глобальными игроками.

"Европа - словно маяк", - говорит Джем Джелебилер, исполнительный директор интернет-стартапа TurkNet. "Правда, из-за финансового кризиса 2008 года маяк слегка потускнел, и многие турецкие компании начали искать шансы для роста за пределами Европы", - говорится в статье.

Кроме того, впечатление, что ЕС запугивал Грецию во время долгового кризиса, и нынешние отчаянные попытки остановить приток беженцев развеяли у некоторых турок иллюзии в отношении Европы. "Когда Европа испытывает стресс, про ценности моментально забывают, - сказал неназванный источник. - Если в плане ценностей Европа превратится в Турцию, какой смысл вступать в ЕС и отдавать Германии свой суверенитет?"

Как бы то ни было, турецкие топ-менеджеры жалуются: хотя они обязаны перенимать стандарты ЕС, их не допускают к принятию решений в Брюсселе. "Они также не допущены на переговоры ЕС с США о торговле - переговоры, которые могут возыметь для них колоссальные последствия", - пишет газета.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru