Жители Дагестана, где проживает 14 крупных народностей и несколько десятков малочисленных, могут часами рассказывать этнические анекдоты, утверждает The New York Times. "Некоторые говорят, что традиция рассказывать анекдоты порождена топографией", - отмечает корреспондент Эллен Барри. Группы селений - джамааты - соединили мощеными дорогами только при советской власти, пояснил газете Энвер Кисриев, социолог из Российской академии наук. Джамааты настолько различались между собой, что поневоле вели торговлю вопреки языковым и межнациональным барьерам, и это породило глубокую толерантность, сказал Кисриев.
Советские функционеры управляли Дагестаном, тщательно распределяя влияние между важными кланами, и нарушение этого баланса доныне может повлечь за собой катастрофу, утверждает издание. "Например, лезгины традиционно возглавляли Управление Федеральной налоговой службы по региону, и когда в прошлом году Москва назначила на этот пост русского, они протестовали такими толпами, что милиция убедила кортеж чиновника повернуть назад у границы республики", - говорится в статье. По данным газеты, позднее чиновника, Владимира Радченко, ненадолго похитили, и это убедило Москву, что лучшим кандидатом на эту должность все же является лезгин. "Возможно, эти сложности объясняют, почему президент РФ Дмитрий Медведев колебался несколько месяцев, прежде чем объявить имя своего кандидата на пост президента Дагестана (его назначенец, даргинец, придет на смену аварцу)", - говорится в статье.
По словам Кисриева, жители Дагестана традиционно не придавали особого значения национальной принадлежности, но в вакууме власти после распада СССР она приобрела огромное значение: местные кланы формировали политические силы по национальному признаку. В этой атмосфере этнические анекдоты служат для того, чтобы выпустить пар, и нелюбовь к анекдотам считается недостатком, поведал газете этнограф Магомедхан Магомедханов.