Морозы в Сибири, зависимость от экспорта нефти, непосильное долговое бремя - Россия находит все новые и новые аргументы для того, чтобы не платить свои долги Парижскому клубу. Однако государства-кредиторы пока занимают жесткую позицию и не соглашаются на реструктуризацию, настаивая на том, что конъюнктура в России хорошая, а благодаря высоким ценам на нефть наполнилась государственная казна. В общей сложности Россия должна странам-членам Парижского клуба 48 млрд. долларов. Долг Германии составляет 23 млрд. долларов.
Во вторник проблему российской задолженности обсуждала комиссия Государственной Думы. По мнению члена комиссии и председателя банковского комитета Думы Александра Шохина, Россия обязательно должна добиться отсрочки платежей до мая или июня текущего года. 3,5 млрд. долларов, которые Россия должна выплатить в этом году западным кредиторам в счет погашения задолженности, вообще не заложены в бюджет на 2001 год.
В настоящее время Россия предпринимает один тактический шаг за другим. Однако все они носят одинаковый характер: российское правительство пытается дать понять, что оно не может платить, потому что у него нет денег. И в то же время отказывается от иностранных кредитов. ?России не нужны иностранные кредиты в крупных размерах?, - заявил председатель думского комитета по бюджетной политике Александр Жуков. По его словам, у страны хороший платежный баланс, а российский бюджет выглядит намного лучше, чем раньше.
В первую очередь, это связано с высокими ценами на нефть, достигшими в ноябре пиковой отметки в 36 долларов за баррель. Однако уже сейчас появились опасения в связи с возможным падением цены и, соответственно, сокращением государственных доходов. ?Возникает такое ощущение, что Россия выжидает, что положение снова ухудшится, и ей можно будет не платить долги?, - говорят в правительственных кругах Германии.
Во время визита Герхарда Шрёдера президент Путин заявил, что Москва будет платить. Об уступках можно будет говорить в случае ухудшения конъюнктуры. Создается впечатление, что Россия расценила эту маленькую уступку Германии как повод для продолжения переговоров и потому не предпринимает никаких собственных усилий для погашения долга. В начале января русские выплатили 10 млн. долларов, а потом еще 12,3 млн. Речь идет о выплате процентов, а не о погашении самой задолженности.
Заместитель министра финансов России Сергей Колотухин вчера заявил, что правительство рассчитывает на поддержку Думы. Он отвергает возможность взятия кредита у ЦБ России, хотя валютные резервы страны в последнее время возросли до 30 млрд. долларов. По словам Колотухина, ЦБ может предоставлять лишь краткосрочные кредиты. Этот вариант оказывается дороже, чем возрастающие проценты по задолженности Парижскому клубу.
Советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов, напротив, считает, что России не пристало не платить по своим обязательствам, хотя бы, чтобы не наносить вред своему кредитному рейтингу. Однако важнее, по мнению Илларионова, чтобы Россия разумно распоряжалась высокими доходами, полученными от экспорта нефти. ЦБ покупает нефтедоллары и выпускает в обращение больше рублей, что создает опасность инфляции. Россия живет за счет экспорта природных ресурсов, экономические реформы идут с большим трудом. Поэтому проблема имеет долгосрочный характер.
Переговоры с представителями Парижского клуба перенесены на начало февраля. 5 февраля в Москву пребывает миссия ООН, чтобы согласовать с российским правительством новую программу проведения реформ. Илларионов видит для своей страны три возможных варианта развития ситуации: списание долга, реструктуризация и выплата. Однако вместо того, чтобы платить, представители российского правительства охотнее объясняют, почему они не могут платить. Что, впрочем, нисколько им не мешает одновременно требовать для России места в Большой семерке и ВТО.