17 июля 2003 г.

Стюарт Кларк | New Scientist

Дымящаяся сверхновая звезда разгадывает тайну космической пыли

Тайна того, когда и как образовались первые твердые частицы во вселенной, возможно, разгадана, так как открыта взорвавшаяся звезда, которая породила большое количество пыли.

Альфа Кассиопеи - это остаток сверхновой звезды, взорвавшейся 300 лет назад. Используя прибор SCUBA в находящейся на Гавайях обсерватории Джеймса Кларка Максвелла (JCMT), Лоретта Данн из Университета Кардиффа и ее коллеги обнаружили слабое свечение облака твердых пылевых частиц, как минимум вдвое превышающего массу Солнца.

Инфракрасные спутники и раньше видели небольшие количества пыли в остатках сверхновых звезд при температурах от -173 до -73 градусов по Цельсию. Но Данн обнаружила пыль при -255 градусах, что всего на 18 градусов выше абсолютного ноля.

Впервые была проверена материя остатка сверхновой звезды при более низкой температуре и было доказано, что ранее обнаруженная пыль являлась лишь верхушкой астрономического айсберга. "Мы обнаружили примерно в тысячу раз больше пыли, чем находили раньше", ? заявила Данн.

Вопрос времени

Частицы космической пыли ? самые мелкие твердые предметы во вселенной. Они представляют собой первый этап в процессе, который завершается образованием планет. В последние 5 лет астрономы создали гипотезу о том, что в молодой вселенной, возраст которой около миллиарда лет, уже имелись большие облака космической пыли.

Но здесь возникала проблема, поскольку астрономы полагали, что основная масса пыли во вселенной формируется во внешних слоях атмосферы красных звезд-гигантов, где молекулы углерода и кремния конденсируются в частицы, напоминающие сажу.

Суть проблемы в том, что обычной звезде, подобной нашему Солнцу нужно 9 млрд лет, чтобы превратиться в красного гиганта и начать производить пыль. Поэтому астрономы положили эту проблему в долгий ящик. Однако звезды, которые производят сверхновые звезды, намного тяжелее, и их жизнь значительно короче. От их рождения до смерти проходит всего около 100 млн лет.

И если другие сверхновые звезды производят пыль так же эффективно, как Альфа Кассиопеи, они вполне могли произвести пыль, видимую в молодой вселенной. В результате сырье для планет могло появиться на миллиарды лет раньше, чем считалось.

"Теперь нам предстоит узнать, является ли Альфа Кассиопеи исключением из правила, ? говорит Данн. ? Поэтому мы исследуем остатки других молодых сверхновых звезд в Млечном Пути".

Источник: New Scientist