Большую часть времени на протяжении последних двух десятилетий в России продолжалась инфляция. В 2006 году инфляция впервые с момента краха Советского Союза стала исчисляться однозначными числами. Но резкий скачок за последний год привел к тому, что самой распространенной жалобой обывателей стало сетование на то, что "цены растут".
Инфляция за первое полугодие этого года составила 17,4% в годовом исчислении, и, несмотря на истечение этой весной сроков инициированного правительством "добровольного" ограничения цен на определенные розничные и продовольственные товары, в целом в поведении покупателей почти ничего не изменилось.
В постсоветской России сформировалась двухуровневая система розничной торговли. Более обеспеченные граждане делают покупки в супермаркетах и торговых центрах международного стандарта, а менее состоятельные покупатели отправляются за продовольственными и хозяйственными товарами на рынки под открытым небом.
Аналитики говорят, что есть некоторые свидетельства возвращения торговли на рынки. Однако эти свидетельства ограничены. Одна из причин состоит в том, что средняя заработная плата по-прежнему растет гораздо быстрее, чем цены. Инфляция за год к июню составила 15,1%. По данным федеральной службы статистики, средняя зарплата в номинальном исчислении в мае выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 31,8%. Розничные цены выросли на 14,6%.
Пострадали государственные служащие и пенсионеры. Зарплаты учителей, которые обычно составляют около 7 тыс. рублей в месяц (301 доллар, 189 евро, 151 фунт стерлингов), оказались более чем в два раза ниже официальной средней зарплаты в 17 тысяч рублей, в то время как пенсии составляют всего 4 тыс. рублей в месяц.
"В советские годы у нас были деньги, но мы ничего не могли купить на них, - утверждает Людмила Эрасова, преподаватель Воронежского университета, в 500 км к югу от Москвы. - Теперь у нас есть все, магазины стали хорошо выглядеть, но нет денег".
Видимая способность россиян мириться с инфляцией вызвала дебаты о том, стоит ли пытаться сдерживать рост или надо воспользоваться преимуществами высоких цен на нефть и сырье, чтобы как можно быстрее развивать экономику. Премьер-министр Владимир Путин выразил определенную симпатию последней точке зрения. Но на фоне опасений, что инфляция выше 15% может пагубно сказаться на инвестициях, он и президент Дмитрий Медведев подчеркнули, что снижение темпов роста цен является приоритетной задачей.
Также по теме:
Московские нефтедоллары (Die Tageszeitung)
Россия не может сдержать инфляцию (Der Standard)