Согласно исследованию, опубликованному сегодня, подростки настолько плохо осведомлены о современной науке, что не могут назвать ни одного ныне живущего ученого.
Эколог и телеведущий Дэвид Беллами - это максимум, на что оказались способны двое из тысячи респондентов. Другие называли Мадонну, Химического Али (двоюродный брат Саддама Хусейна, организовавший химическую атаку на курдские поселения. - Прим. ред.), Леонардо да Винчи и Христофора Колумба. Некоторые из школьников предлагали даже кандидатуры своих преподавателей естественных наук.
Школьников в возрасте от13 до 16 лет в рамках онлайнового исследования, организованного экзаменационной комиссией OCR, попросили назвать имя известного ученого. Исаак Ньютон (39%) и Альберт Эйнштейн (29%) возглавили список, куда кроме них вошли Мария Кюри, Чарльз Дарвин и Александр Флеминг. Однако школьники были озадачены, когда дело дошло до имен ученых из числа их современников.
В ходе исследования также выяснилось: хотя восемь из десяти респондентов (79%) считают ученых умными, только 7% говорят, что быть ученым "круто" или "интересно". Больше половины из них говорят, что естественнонаучные дисциплины скучные, запутанные или сложные, и эти настроения усиливаются по мере того, как школьники переходят в старшую школу - в 9, 10 и 11 классы.
Школьники также недовольны тем, что естественные науки обязательны для изучения, и многие хотели бы, чтобы их исключили из обязательного экзамена на получение аттестата о среднем образовании. При возможности выбора 45% школьников выбрали бы биологию, 32% - химию, 29% - физику, 19% - комбинированные науки (курс из разных предметов. - Прим. ред.), а 16% предпочли бы обойтись вообще без естественных наук.
Клара Кеньон, представительница OCR, говорит: "Эти результаты демонстрируют возрастающую апатию по отношению к науке среди современных школьников: Просто поразительно, что ни один из школьников не назвал тех, кому мы обязаны последними научными достижениями, например, Яна Уилмута, клонировавшего овечку Долли, или профессора Колина Пиллингера, создателя модуля "Бигль-2" для исследования поверхности Марса. Если мы не можем вызвать энтузиазм и вдохновение у детей, заинтересовав их наукой, пока они учатся в школе, то кто же продолжит великую научную традицию Великобритании?"
"Университеты сообщают, что студентов на естественнонаучных отделениях становится все меньше и что ощущается серьезная нехватка учителей и лаборантов на этих кафедрах".
Комиссия OCR предлагает с сентября ввести в школе курсы, направленные на то, чтобы помочь учащимся прикоснуться к науке за счет увязывания ее с известными им понятиями из обыденной жизни: мобильная телефонная связь, клонирование.
Кеньон не теряет надежду: больше трети опрошенных (39%) школьников сказали, что самое интересное на уроках естественных наук - это участие в практических экспериментах, а 24% сказали, что лучшее в этих уроках - получать знания. "Школьники, возможно, не считают науку увлекательной, но они понимают, что в будущем она им пригодится".