Зал заседаний совета директоров превратился в ринг, где британский нефтяной гигант BP и его российские партнеры дерутся без перчаток за руководство и контрольный пакет ТНК-BP: предприятие занимает в России третье место по добыче нефти и является одним из ключевых источников энергоносителей для международного энергетического гиганта.
Михаил Фридман, один из российских акционеров, в понедельник обвинил BP в том, что компания препятствовала росту ТНК-BP, обращаясь с предприятием как со своим филиалом, а не как с независимой компанией. Он потребовал широкомасштабных кадровых изменений в менеджменте.
Представители BP в ответ заявили, что российская сторона организовала проверки налоговой инспекции, а также обыск офисов компании, который недавно провели сотрудники российских спецслужб. Применяя подобную тактику нажима, возразила BP, российские партнеры пытаются отвоевать себе максимальный контроль над предприятием накануне продажи своих долей какой-нибудь государственной компании типа "Газпрома" или "Роснефти".
"Это возвращение к рейдерству, которое преобладало в России в 1990-е годы", - сказал председатель совета директоров BP Питер Сазерленд журналистам на прошлой неделе в Швеции.
За схваткой пристально следят иностранные инвесторы, дабы выяснить, вмешается ли Кремль и если да, то в какой форме, и будут ли защищены капиталовложения BP. В последние годы "Газпром" захватил контрольные пакеты ряда энергетических проектов, ранее принадлежавшие иностранным компаниям; эти проекты становились объектом проверок со стороны государственных органов - проверок, которые в потенциале могли парализовать их работу.
В понедельник Фридман на пресс-конференции перечислил свои претензии, в том числе низкую, по его словам, эффективность деятельности ТНК-BP по сравнению с другими российскими энергетическими компаниями и отказ BP от 20 международных проектов по той причине, что они будут конкурировать с другими проектами BP. Он отрицал, что российские партнеры хотят "обналичить" свою долю. "Продажа не входит в наши планы. (...) Предложений (о продаже их доли) никогда не поступало", - сказал он.
По словам Фридмана, он и его партнеры подадут иск в российский суд, дабы запретить проведение ежегодного общего собрания акционеров ТНК-BP, намеченного на 26 июня, а также будут искать "правовые меры" для увольнения президента и главного управляющего ТНК-BP Роберта Дадли, которого энергично поддерживает BP.
"Любой другой совет директоров давно уволил бы главного управляющего, и любой другой владелец 50% акций подал бы в суд, дабы гарантировать, что директора выполняют обязанности, которые им доверили, - отметил Фридман. - Нам нужны иностранные инвесторы, которые будут способствовать росту российских компаний, а не сдерживать их развитие".
По его словам, ТНК-BP нужен управляющий, который был бы "независимым главой независимой компании, а не филиала BP, как обстоит дело сейчас".
ТНК-BP - это совместное предприятие, капитал которого разделен в равных долях между BP и консорциумом трех российских компаний: "Альфа-Групп", председателем совета директоров которой является Фридман, "Ренова" и Access Industries.
За восемь лет президентства Владимира Путина в России многие ведущие бизнесмены, сколотившие капитал в бурные 1990-е, были вынуждены эмигрировать или были привлечены к судебной ответственности. Ярким примером является судьба основателя ЮКОСа Михаила Ходорковского, который сейчас заключен в тюрьму за уклонение от уплаты налогов. Все партнеры BP, напротив, при Путине процветали.
Предприятие было создано в 2003 году; первоначальные инвестиции BP составили 7,5 млрд долларов. Но ни та, ни другая сторона не владеют контрольным пакетом, и давно тлевшие разногласия вырвались наружу, когда Дадли заявил, что российские партнеры стоят за некоторыми проблемами компании в отношениях с властями, в том числе налоговыми проверками и сложностями с выдачей виз иностранным сотрудникам.
Российские акционеры в ответ потребовали уволить Дадли. BP на это не согласилась.
В недавнем интервью французской газете Le Monde Путин, ныне премьер-министр России, сказал, что в свое время предупреждал BP, что распределение акций 50 на 50 - предпосылка для ссоры. "Я им сказал: "Не надо этого делать. Договоритесь между собой, чтобы кто-то из вас имел контрольный пакет, - заметил он. - У них постоянно возникают трения - кто у них там главный".
Российские акционеры заявили, что хотят набрать в головной офис компании в Москве менеджеров, которых нанимает непосредственно ТНК-BP, а не сотрудников, прикомандированных BP. Кроме того, они хотят иметь равное представительство в совете директоров.
Администрация BP обвиняет своих российских партнеров в организации проверок государственными органами; по ее словам, российские акционеры таким образом стремятся максимально усилить рычаги давления накануне продажи своей доли. На данный момент предприятие оценивается как минимум в 40 млрд долларов.
Несколько недель тому назад сотрудники ФСБ, ведомства, которое отвечает за внутреннюю безопасность в России, провели обыск в офисе ТНК-BP в ходе расследования дела, по которому арестован один из высокопоставленных менеджеров, обвиняемый в промышленном шпионаже. Компания также стала объектом проверок со стороны налоговой инспекции и органов, наблюдающих за выполнением трудового законодательства, следователи длительно допрашивали Дадли.
Руководство BP обвиняет Германа Хана, исполнительного директора ТНК-BP, в том, что он сознательно проигнорировал указания Дадли и затребовал слишком мало разрешений на работу для иностранце с целью сократить численность менеджеров BP в штате предприятия. Охрана не допустила некоторых сотрудников BP в московский головной офис ТНК-BP.
На прошлой неделе Сазерленд, вспомнив слова Путина, что подобные силовые методы в бизнесе являются рудиментом 1990-х, заметил: "К сожалению, наши партнеры продолжают применять эти методы, а лидеры страны, по-видимому, не могут или не хотят вмешиваться".
Фридман заявил, что Сазерленд пытался подать реальный спор из-за стратегии как противостояние между "добропорядочной западной компанией и дикими ордами российских олигархов" (так часто называют российских магнатов). Разнообразные проверки он назвал рутинными. "В действительности жизнь компании течет в обычном русле; проверки проводятся всегда, - сказал он. - Помимо Дадли, на допросы были вызваны примерно 20 других сотрудников, но об этом никто не говорит".
Также по теме:
Русские "рейдеры" против британских "геббельсов" (Обзор прессы)