Накануне президентских выборов 2008 года Дмитрий Медведев сказал, что не видит необходимости что-то срочно предпринимать на президентском посту, так как правительство уже решает все проблемы, утверждает The Wall Street Journal, на страницах которой сегодня опубликована серия статей о России "Russia Report". Однако в прошлом году Медведев обнаружил, что срочные дела есть, пишет журналист Джулиан Эванс. После падения ВВП и фондового рынка президент публично призвал к модернизации. Одновременно с ценой на нефть у России растет уверенность в себе, замечает автор. "Вопрос в том, вернется ли Кремль к своему докризисному благодушию или продолжит осуществлять новую модернизационную программу Медведева?"
Вице-премьер Игорь Шувалов говорит, что правительство не прекращает усилий. По распоряжению Медведева началось строительство российского аналога Кремниевой долины - "Сколково", создана также компания "Роснано", которая будет инвестировать в нанотехнологии около 1 млрд долларов в год. Государство финансирует также региональные фонды венчурного капитала, которым предписано вкладывать деньги в высокотехнологические компании, сообщает издание. Однако исполнительный директор инвестбанка "Тройка Диалог" Андрей Шаронов предостерегает, что государству следует "поддерживать сбыт высокотехнологической продукции, совершенствуя законы об интеллектуальной собственности, стимулируя применение энергоэффективной техники, устанавливая стандарты для автомобильных двигателей и т.д.". Кроме того, необходимо улучшить такие фундаментальные институты, как судебная система и гражданское общество, а это намного сложнее, подчеркивает Шаронов.
Бюрократические препоны создают массу возможностей для коррупции и взяточничества, добавляет издание. Президент РФ создал комиссию, которая обязывает политиков и госслужащих декларировать доходы, но информация о работе и выводах комиссии закрыта. Профессор Бирмингемского университета Филип Хэнсон заметил: "Многие высокопоставленные фигуры в элите имеют колоссальные коммерческие активы, которые они не декларируют, и это заставляет их беречь статус-кво". Со своей стороны, некий высокопоставленный сотрудник кремлевской администрации, пожелавший остаться анонимным, в интервью уверял, что реформаторская риторика Медведева искренна. Но внешние наблюдатели говорят, что для осуществления глубоких перемен Медведеву в любом случае недостает стойкости и поддержки со стороны институтов.
Но должны ли коррупция и бюрократия в России всерьез тревожить зарубежных инвесторов? - вопрошает автор. Российское правительство мудро управляет инвалютными резервами и печется о своей репутации на международных кредитных рынках. Правда, акции российских фирм котируются ниже мировых аналогов: "Россия ассоциируется с плохим корпоративным управлением и политическими рисками", - поясняет издание. Между тем зарубежные инвесторы, непосредственно ведущие бизнес в России, надеются, что государство всерьез намерено бороться с коррупцией и бюрократией: "Скандалы вокруг взяток в российских филиалах вредят таким компаниям, как Daimler, Siemens и IKEA". "В последние годы Кремль давал зарубежным инвесторам амбивалентные сигналы - мол, "приходите в Россию, но не сейчас". Однако теперь, полагаю, начался новый этап: Кремль старается намного больше", - заметил Крис Уифер из российского банка "Уралсиб".