Две девушки, они сестры, еще боятся разговаривать, скрывая под вежливыми улыбками страх, который они пережили, живя бок о бок с иракцами. Они не назовут своих имен, опасаясь за семью, которая осталась в Киркуке ? крупном курдском городе, находящемся под контролем Багдада. Накануне они прибыли в Сулейманию ? одну из столиц автономного Курдистана, из которой иракская армия ушла в 1991 году, когда ООН объявила этот регион зоной, находящейся под ее защитой. За час езды на машине им и их брату только что удалось покинуть нефтеносный район.
"В Киркуке иракские солдаты готовятся к войне, ? рассказывают девушки. ? Вокруг города они прорыли большие ямы, которые наполняют нефтью. Когда нефть впитывается в землю, они снова наполняют ямы. Все думают, что, если придет американская армия, они подожгут их. Люди боятся, что Саддам подготовил план, чтобы сжечь Киркук вместе с его населением". Это утверждение выглядит правдоподобным, оно отражает панические настроения жителей города и перекликается с информацией о "нефтяных ямах", переданной другими беженцами из Киркука, а также из Мосула ? второго крупного города на севере Ирака.
"Курдам легче, чем арабам, покинуть город и перебраться в автономный Курдистан, ? добавляют сестры. ? Но иногда баасистские власти предупреждают людей: если вы уедете, ваши дома будут разрушены!" В городе, говорят девушки, царит напряженность, и с приближением угрозы конфликта она возрастает. Базары пустынны, люди стараются не выходить на улицу, боясь, что мальчишек старше 15 лет силой заберут в лагеря военной подготовки. "В школах, на крышах домов ? повсюду можно увидеть вооруженных людей. Вместо солдат, которые неплохо относились к населению, поставили гораздо более жестких людей", ? утверждают они.
Правда ли, что курды готовятся поднять здесь восстание с началом американской интервенции, о чем можно часто услышать в Курдистане? Об этом они ничего не знают: "Там так страшно, что мы боимся разговаривать даже с соседями".