Когда в Грозном заходит солнце, российские солдаты прячутся по казармам. В это время суток свободный проезд по дорогам Чечни возможен - несмотря на действие комендантского часа - лишь для чеченских боевых формирований и "летучих голландцев". Бесконечные колонны бензовозов проходят по ночам через контрольно-пропускные пункты в соседние российские города, где вовсю идет торговля бензином и нефтью с нелегальных нефтеперегонных заводов. В чей бы карман, на чьи военные нужды ни шли доходы от этой торговли, они льются широкой рекой.
"Черные торговцы" продают в два раза больше нефти, чем государственный концерн "Роснефть" по официальным каналам. Состояние войны и хаос уже стали для Чечни нормой, и в этих условиях пытаются найти себя как те, кто имеет доходы от войны, так и те, кто являются ее жертвой. То, что ровно 5 месяцев назад Владимир Путин передал ФСБ, внутренней тайной полиции, все полномочия в Чечне, ничего не изменило в этой ситуации. Когда 15 мая директор ФСБ Николай Патрушев информировал своего президента о положении дел, он не мог похвастаться никакими успехами. К началу встречи в верхах с лидерами стран Европейского союза, которая откроется в четверг в Москве, президент Путин не сможет сообщить по чеченской теме ничего нового.
Как доложил ему Патрушев, коренных изменений не произойдет и в этом году. В течение ближайших десяти лет там будет твориться, скорее всего, то же, что и сейчас, даже если в Чечне не будет размещено больших воинских формирований.
Ежедневно жертвами коварных мин-ловушек становятся российские солдаты и мирные чеченцы. Недавно на месте преступления был застигнут 14-летний мальчик, который пытался подвесить на дерево бомбу в 30 метрах от здания, где размещается промосковская администрация Грозного. Все еще действующие чеченские формирования, как сообщил один чиновник, выплачивают каждому, кто заложит мину, по сто долларов. Это обстоятельство тормозит вывод российских войск, который практически еще не начался. Пока в Чечне остается 75 000 российских солдат, которые не знают, как стать здесь хозяевами положения.
В первые недели мая многие семьи бежали из Грозного, потому что появились сведения о том, что чеченские формирования попытаются снова овладеть городом. И даже зачистки, проводимые российскими войсками в крупных городах, не приносят желаемого результата. Мэр Грозного Беслан Гантамиров потребовал 40 000 человек для пополнения чеченской милиции, тогда он, мол, наведет порядок. Бандитам и грабителям Гантамиров пригрозил расстрелом на месте. Когда проверяющие из Москвы инспектировали одну из казарм внутренних войск, они обнаружили там 18 пленных чеченцев. Какие-либо документы об их пленении отсутствовали. Организация по защите прав человека "Хьюман Райтс Вотч" сообщает о 51 пленном из числа гражданских лиц, которые были убиты солдатами в течение года.