- Вы являетесь почетным гостем "Дня Европы", организованного Каннским фестивалем. Что это значит для вас?
- Приехать в Канны для меня - все равно что вернуться домой. В 1971 году моя первая американская картина "Отрыв" получила Гран-при Каннского жюри. Хотя мои прежние фильмы, например "Черный Петр" или "Бал пожарных", были очень хорошо встречены во Франции, именно там я по-настоящему начал свою карьеру. Европа открыла мне двери американского кино.
- В чем разница между вашей европейской карьерой и карьерой в США?
- Я начал снимать в коммунистической Чехословакии. В то время я не испытывал никакого коммерческого давления. Нажим был идеологическим. Когда я начал снимать кино в США, все стало наоборот. Сейчас ситуация немного иная, потому что Америка считает себя в состоянии войны. Но это не влияет на мои проекты, так как ни один из моих прежних или будущих фильмов не ставит под угрозу жизнь американских солдат...
- Вы хотите сказать, что существует цензура?
- Нет, это, скорее, самоцензура.
- Заметили ли вы разницу в восприятии ваших фильмов в Новом Свете и в старой Европе?
- О да! Некоторые из них были очень прохладно встречены американцами. Например, "Любовь блондинки" очень понравилась у вас, но совсем не понравилась в США. Заметьте, с моей стороны было несколько наивным полагать, что фильм, снятый в Чехословакии, вызовет хоть какой-то интерес...
- В чем вы видите разницу между европейской и американской публикой?
- Американцы требуют, чтобы концовка фильма была более ясной. Они хотят знать, кто победил, кто хороший, а кто плохой. В Европе публика более толерантна. Концовка может быть открытой. Мне долго это нравилось, но теперь, с возрастом, я начинаю понимать реакцию американцев и разделять ее. Старея, я все больше предпочитаю ответы, а не вопросы.
- Каким вы видите будущее европейского кино в условиях расширения Европы?
- Я, по правде сказать, не вижу, что в этом может быть что-то плохое. Я совершенно не тревожусь. Появление новых возможностей проката, спутники, телеканалы и все новые средства технической поддержки - все это может привести лишь к повышению спроса.
- Действительно ли есть различие между европейским и американским кино?
- Нет. Оба они имели свои подъемы. В Европе были итальянский неореализм, Де Сика и Де Сантис, свободное английское кино Ричардсона, режиссеры новой волны - Трюффо, Годар, Шаброль. В Америке были немые комедии Чаплина, независимое кино Кассаветиса и т.д.
- Если бы разгорелся вселенский пожар и у вас была бы возможность спасти только один фильм, какой именно вы бы спасли?
- Без сомнения, это "Дети райка", а если бы мне разрешили заполнить мешок, я бы положил туда все фильмы Чарли Чаплина, "Лорела и Харди" и картины Бастера Китона.