Палестинское министерство финансов только что переехало в новый аккуратный комплекс, построенный специально для него в Рамаллахе - проект, восходящий к более оптимистичным временам, когда палестинцы надеялись, что политики придут на смену боевикам в качестве арбитров, решающих их судьбу.
Сегодня ситуацию опять контролируют боевики, по крайней мере на улицах Газы, и власть ускользает из рук политиков, тщетно пытающихся остановить внутренний хаос.
В то время как фигуры в правительстве предрекают неминуемую гибель Палестинской автономии, Салам Файяд остается на своем новом рабочем месте, полный решимости навести порядок в рушащейся финансовой системе, как будто никакого кризиса нет.
"Для того, кто отчаянно пытается управлять финансами ПА, это чрезвычайно тяжелая ситуация, - заявил он Financial Times. - Внутренняя безопасность - наше самое тяжелое бремя".
Возвращение Файяда в министерство финансов за границей восприняли как один из самых позитивных аспектов февральского соглашения в Мекке, по которому "Хамас" и "Фатх" договорились о разделе власти в правительстве национального единства.
Ведущие организации-доноры жаловались на потерю бывшего чиновника Международного валютного фонда незадолго до прихода "Хамаса" к власти и приветствовали его возвращение как мост между ПА и внешним миром.
Однако соглашение, подписанное в Мекке, не смогло остановить бойкот, введенный, когда "Хамас", числящийся в американском списке террористических организаций, пришел к власти. "Если бы новому правительству оказывали больше поддержки с самого начала, оно было бы сильнее, чем группировки, из которых оно состоит", - заявил Файяд.
В прошлом году иностранная помощь ПА увеличилась более чем вдвое, до 900 млн долларов, но поскольку заморожен перевод налогов, которые Израиль должен ПА, Файяд должен рассчитывать на доход, едва покрывающий 40% бюджетных расходов.
Израиль, по оценкам, удерживает 800 млн долларов, которые он собирает от имени ПА, и общая сумма повышается примерно на 55 млн долларов в месяц, что более чем вдвое превышает внутренние налоговые поступления ПА. "В чем проблема, так это в том, что невозможно рассчитывать на регулярный перевод денег", - заявил Файяд.
Европейский союз, традиционно крупнейший донор ПА, пока отказывается снять запрет на прямую помощь министерству финансов. Файяд пытается обойти запрет, предлагая донорам переводить деньги на счет Организации освобождения Палестины, который он контролирует. ООП не подпадает по действие санкций.
Он хочет расширить полномочия фонда кризисной международной помощи, чтобы выплатить долг в 350 млн долларов палестинскому частному сектору. "Мы добиваемся поддержки ЕС, чтобы расширить действие Временного международного механизма (ВММ), - сказал он. - Это необходимо, не для создания рабочих мест, а хотя бы для их сохранения. Как мы можем просить бизнесменов платить НДС, если не можем выплатить рефинансирование, которое мы им должны?"
ВММ был создан, чтобы переводить деньги палестинцам через аппарат президента ПА Махмуда Аббаса.
Файяд считает самым большим успехом на сегодняшний день частичную выплату зарплат бюджетникам, которые в прошлом году зависели от подачек через ВММ. Зарплаты, составляющие около 50% прежнего уровня, не полностью успокоили некоторых бастующих работников, "но по крайней мере мы способны производить выплаты вовремя".
Но пока что даже сотрудникам нового министерства придется обходиться половинной зарплатой.