Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
17 мая 2013 г.

Скотт Шейн и Эллен Барри | The New York Times

В рамках расследования взрывов ФБР допрашивает беженца из Чечни

Сотрудники ФБР много раз допросили Мусу Хаджимуратова, беженца из Чечни, бывшего боевика-сепаратиста, сообщает The New York Times. Сам он говорит, что одно время был знаком с одним из двух подозреваемых в бостонских терактах, пишут журналисты Скотт Шейн и Эллен Барри. Во вторник квартиру Хаджимуратова в Манчестере (штат Нью-Гемпшир) обыскали. Его также подвергли проверке на детекторе лжи и взяли у него анализ ДНК.

ФБР старается выявить возможных сообщников и проверить, действовали ли братья Царнаевы в одиночку. "Некоторые члены и сторонники маленькой чеченской диаспоры в США опасаются, что на подход ФБР ненадлежащим образом влияют российские власти, заинтересованные в том, чтобы сыграть на бостонском теракте и очернить своих противников-чеченцев", - говорится в статье.

Многие чеченцы, проживающие в Америке, "боятся, что российская ФСБ может их ложно обвинить. Даже если они ни в чем не виноваты, они чувствуют себя очень, очень уязвимыми", - сказала корреспондент "Голоса Америки" Фатима Тисова.

"За несколько недель до взрыва Тамерлан Царнаев вместе с женой и дочерью заходил на квартиру к Хаджимуратову. Это была последняя из нескольких встреч", - говорится в статье. Когда-то Хаджимуратов был телохранителем лидера чеченских сепаратистов Ахмеда Закаева. Он говорит, что в 2001 году российские силовики ранили его и он потерял возможность ходить.

Хаджимуратов говорит: при последней встрече в марте, как и раньше, он и Царнаев "разговаривали о семье, а не о религии, не о политике". Хаджимуратов уверяет: он и понятия не имел не только о подготовке теракта, но и о том, что Царнаев ездил в Нью-Гемпшир, чтобы купить фейерверки для изготовления бомбы или пострелять в тире в Манчестере.

"Нам нечего скрывать, - говорит Хаджимуратов о допросах. - Но они начали очень любезно, сказали, что им нужен эксперт по Северному Кавказу. А теперь они обходятся со мной как с преступником".

Газета полагает: агрессивный стиль допроса - возможно, лишь попытка удостовериться, что у братьев Царнаевых действительно не было сообщников. Письмо Джохара Царнаева (точнее, запись, которую он оставил на корпусе лодки, где прятался), видимо, подтверждает теорию, что братья не связаны с иностранными группировками. Джохар "написал, что теракт был возмездием за войны, которые США ведут в Ирак и Афганистане", пишет газета, ссылаясь на источники в правоохранительных органах.

И все же ФБР тесно сотрудничает с российскими спецслужбами, дабы выяснить, чем Тамерлан занимался в Дагестане. Президент научного центра Jamestown Foundation Глен Э. овард опасается: "ФСБ, возможно, побуждает ФБР преследовать людей, которые являются противниками России, но не террористами". По гипотезе Ховарда, российские чиновники указали ФБР на Хаджимуратова, чтобы "косвенно опорочить" Закаева.

Хаджимуратову было несколько раз отказано в грин-карте из-за прежних связей с чеченскими повстанцами, его жена получила гражданство США, сообщает издание. На странице Хаджимуратова в российском YouTube журналисты обнаружили обращения Доку Умарова и Саида Бурятского, а также видеозапись обстрела полицейских в Дагестане. Но Хаджимуратов и его жена говорят, что внимание ФСБ вызвало у них шок и всколыхнуло болезненные воспоминания о Чечне.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru