Еще вчера они были богаты и могущественны, а сегодня оказались в центре бури. В Москве и дня не проходит без сообщений о новых поворотах в войне, которую ведут Кремль и два ?олигарха?, или, скорее, два бывших российских олигарха - Владимир Гусинский, глава информационного холдинга ?Медиа-Мост?, и Борис Березовский, нефтяной и информационный магнат, бывший когда-то одним из членов ближайшего окружения Бориса Ельцина. Их вызывают в прокуратуру, их лишили части принадлежащей им собственности, им предъявляются обвинения. Оба они бежали за границу, откуда, более или менее успешно наносят ответные удары.
Откровения
Березовский, обвиняемый в присвоении через две швейцарские фирмы около миллиарда долларов, принадлежащих российской авиакомпании ?Аэрофлот?, внезапно разразился резкой критикой в адрес нового кремлевского руководства. Путин, - заявил Березовский, - не привередничал, когда на финансирование его избирательной кампании использовались деньги ?Аэрофлота?. А телекомпания ОРТ, по инициативе Березовского, поддержала эту кампанию. До этого времени, Березовский, еще осенью отказавшийся от принадлежавших ему акций ОРТ, тщательно избегал признаний в нецелевом использовании фондов авиакомпании. Подобные откровения могут навредить Березовскому больше, чем Кремлю, который даже не посчитал нужным вступать с ним в полемику.
Вначале Березовский был союзником Путина: магнат хотел избавиться от преследований, предпринятых против него в 1999 году в рамках дела ?Аэрофлота?, расследование которого было начато, когда Евгений Примаков был назначен премьер-министром. Достаточно было Березовскому кивнуть головой, как Примаков лишился своего поста: он имел неосторожность слишком активно вмешаться в дела представителей близкого окружения Ельцина и его семьи. Гусинского же обвиняют в мошенничестве. Ему пришлось увести активы принадлежащих ему компаний за рубеж, чтобы те не попали в руки его кредиторов - прежде всего, газового гиганта ?Газпром?, компании, 38% акций которой принадлежат государству.
И Березовский и Гусинский входят в ?семибоярщину?, узкий круг олигархов, которые в 1996 году решили поддержать Ельцина, когда его популярность была на самом низком уровне. Олигархи хотели воспрепятствовать приходу к власти коммунистов из опасения, что те отнимут созданные ими финансовые империи. Оба оказались в выигрыше. Березовский получил по бросовым ценам часть российской нефтедобывающей промышленности. Гусинский получил возможность расширить свою телесеть и создать кабельный канал НТВ Плюс, благодаря кредитам, срок погашения которых уже наступил.
?Диктатура закона?
Гусинский признал, что допустил ошибку, оказывая поддержку стареющему Ельцину на том решающем этапе. В 1999 году он порвал с Кремлем. Принадлежащие ему телеканал НТВ, радио ?Эхо Москвы?, газета ?Сегодня? и еженедельник ?Итоги? оказались единственными оппозиционными СМИ: почти все политические партии, от правых до коммунистов, в той или иной степени встали на сторону главы государства.
Война против олигархов, начатая Путиным, заявляющим о намерении укрепить ?диктатуру закона?, разворачивается в обстановке почти полного безразличия. Большая часть населения, благосостояние которого оставляет желать лучшего, не испытывает ничего, кроме ненависти, в отношении людей, быстрое обогащение которых кажется подозрительным. Кроме того, у этой части населения даже не возникает вопроса, почему Путин преследует лишь этих ?олигархов?, владеющих СМИ.
Журналисты ?Медиа-Моста? обвиняют бывшего сотрудника спецслужб Владимира Путина в покушении на свободу СМИ, в стремлении подчинить своей власти буквально все: регионы, профсоюзы и политические партии. По словам Сергея Пархоменко, главного редактора еженедельника ?Итоги?, "у Путина вызывает беспокойство роль, которую играет пресса, он понял, что, благодаря телевидению, неизвестный полковник КГБ может стать президентом?, - что именно и произошло с самим Путиным после появления на политической арене.
На протяжении нескольких месяцев официальные лица оказывают давление на средства массовой информации, чтобы побудить журналистов попытать счастье в другой области. Именно эти официальные лица поспособствовали тому, чтобы в прошлую субботу не состоялось подписание мирового соглашения по урегулированию вопроса о задолженности ?Медиа-Моста? перед ?Газпромом?, разрывающимся между своими собственными финансовыми интересами и финансовыми интересами государства.
Беспощадная война
Никто в Москве не думает, что Кремль действительно хочет засадить в тюрьму эти людей: подобный шаг может вызвать негодование Запада. Кремль ограничится тем, что лишит их влияния. Надо отдать должное, такой результат уже практически достигнут. Ни один политик не выступил против этих маневров властей, готовящихся к новой беспощадной войне, целью которой будет ограничение влияния средств массовой информации: в разрабатываемом в настоящее время законе планируется статья о сокращении времени, выделяемого на рекламу, что лишит частные телеканалы нужных средств, а также статья, предусматривающая дозирование информации.