Брюссельский квартал Моленбек, в котором жил один из исполнителей парижского теракта, является одним из самых проблемных в бельгийской столице. Социальные сети сводят вместе проживающую в коммуне молодежь без перспектив с пропагандистами запрещенной в РФ террористической организации "Исламское государство", говорится в репортаже обозревателя австрийской газеты Die Presse Михаэля Лачински.
Всего в квартале, название которого с прошлой пятницы стало известно не только экспертам по борьбе с терроризмом, на почти 6 кв. км проживают около 100 тыс. человек. Ранее коммуна Моленбек-Сен-Жан была рабочим кварталом, который нередко называли "маленьким Манчестером". Но в течение ХХ века работы в квартале не стало. Так, практически у каждого третьего жителя коммуны нет работы, а уровень безработицы в среднем превышает общебельгийский в три раза. В свою очередь, среди молодежи уровень безработицы составляет 42%, что вкупе со средним возрастом жителей района в 34 года, что также значительно ниже аналогичного показателя по остальной Бельгии, представляет собой еще один обременяющий фактор. Тем более, что одна из самых беднейших коммун Брюсселя перенаселена - причем преимущественно мусульманами-выходцами из Марокко, а каждая четвертая из примерно 80 брюссельских мечетей имеет моленбекскую прописку, что также является благодатной почвой для исламистских пропагандистов.
Впервые Моленбек, как рассказывает журналист, попал в новостные заголовки в 2001 году. Террористы Абдесатар Дахмани, совершивший теракт против солдат, воевавших в Афганистане, "ужас Талибана" Ахмед Шах Массуд и Хасан эль-Хаски, предполагаемый организатор терактов в испанских Касабланке и Мадриде в 2003-2004 годах, в результате которых погиб 241 человек, были жителями Моленбека. Также из Моленбека было и оружие, которое применялось в ходе теракта против редакции французского журнала Charlie Hebdo в январе 2015 года. Жителями коммуны был и французский джихадист Мехди Немуш, устроивший резню в Еврейском музее Брюсселя, и террорист Аюб эль-Казани, планировавший теракт в скором поезде Амстердам-Париж.
По мнению экспертов, главной проблемой квартала является вовсе не ислам, а отсутствие перспектив у молодых мусульман. Политолог Корин Торрекенс, к примеру, сравнивает Моленбек с пароваркой. По ее словам, "жизненная ситуация молодых людей в районе настолько сильно отличается от ситуации более взрослого поколения, что традиционные имамы никак не могут повлиять на молодежь. Вот они и ищут в интернете обещания лучшей жизни, тем самым становясь добычей для исламистских проповедников".
Последние, кстати, получают, по данным Совета ООН по правам человека, по девять тысяч евро от "Исламского государства" за каждого завербованного джихадиста, средний возраст которых - и тенденция идет в сторону омоложения - составляет 23 года.