В ящике стола одного высокопоставленного члена администрации Буша лежит документ озаглавленный "Возможные неприятности". Это список проблем, которые могут возникнуть в ходе военной операции США в Ираке.
Это очень длинный список. Однако один из недостатков агрессивного подхода администрации состоит в том, что возможные неприятности не обсуждаются честно и открыто. В результате у общественности сложилось убеждение, что операция будет подобна простой прогулке. Таким образом в случае осложнений президент Буш окажется в тяжелом положении.
Почти никто не обсуждает одну из главных проблем, сопутствующих любой военной кампании, направленной на смену государственного режима: как именно администрация собирается свергать Саддама Хусейна? Какие при этом могут возникнуть сложности?
Возможно, он просто убежит и спрячется, чтобы спасти свою шкуру. Однако отец президента Буша как-то сравнил Хусейна с Адольфом Гитлером. Если иракский лидер поведет себя так же, как фюрер, будет очень тяжело. История предлагает нам пять возможных вариантов развития событий.
1. Модель Шарифа. Модель мирного государственного переворота. Самый благоприятный сценарий для США.
В 1999 г. Наваз Шариф был премьер-министром Пакистана. Между ним и его армией возник конфликт. Шариф попытался отправить в отставку Первеза Мушаррафа, который в то время был главой штаба пакистанской армии. Мушарраф собрал союзников и организовал бескровный государственный переворот. Шариф нашел себе безопасное убежище в Саудовской Аравии.
2. Модель Иди Амина. Амин был диктатором Уганды. Он был похож на Хусейна, но без нефтедолларов.
Офицер армии Амин пришел к власти в 1971 г. и начал подавлять оппозицию так же жестоко, как это делает Хусейн. В 1979 г. в Уганду вошла армия из танзанийцев и беглых угандийцев, и Амин был свергнут. Он бежал в деревню, попытался собрать армию и оказать сопротивление. Предполагается, что в настоящее время он проживает в Саудовской Аравии.
Неприятный урок: Амин оставался у власти до тех пор, пока в столицу государства не вошла армия иностранного государства. Однако Амин в конце концов сбежал из Уганды, чтобы спасти свою шкуру. Кто мог бы предоставить убежище Хусейну? Возможно, Алжир или Россия.
3. Модель Чаушеску. В 1989-1990 гг., когда европейские коммунистические режимы мирно рушились, румынский диктатор Николай Чаушеску не понял, к чему идет дело, и попытался удержаться у власти.
Граждане страны устроили демонстрацию. Румынские войска начали стрелять по толпе. Многие военослужащие решили, что с них хватит, и выступили против лидера государства. Чаушеску пытался бежать вместе с женой. Повстанцы арестовали их и казнили.
Ситуация была сложной, но румыны справились с ней самостоятельно. Нет признаков того, что запуганное население Ирака обладает той же решимостью, хотя пресс-секретарь Белого дома Ари Фляйшер надеется на подобный исход. Недавно он сказал, что лучше всего было бы решить проблему "одной пулей".
4. Модель Норьеги. Мануэль Норьега был диктатором Панамы до конца 1989 г., пока его не свергла американская армия. Ему удалось в течение десяти дней скрываться, несмотря на то, что американские войска располагались в этом в государстве в течение многих десятилетий.
Одно время Норьега был союзником США, но потом начал торговать наркотиками, отмывать деньги и стал вызывать у Америки раздражение. После того как панамские солдаты убили американского морского пехотинца, администрация Буша-отца ввела на территорию страны войска. Американская армия быстро установила свой контроль в Панаме, но найти Норьегу не удавалось. Он скрылся в здании дипломатической мисии Ватикана. Норьегу арестовали только после того, как Ватикан согласился выдать его США.
Урок? Даже в стране, которая находится под контролем США, бывает сложно найти человека, настроенного продолжать конфликт.
5. Модель Гитлера. В апреле 1945 г., когда российские войска вошли в Берлин, Адольф Гитлер ничего не сделал, чтобы помешать разрушениям.
Бомбы и снаряды крушили столицу, а он спрятался в бункере. В конце концов он покончил собой. Если Хусейн изберет такую же стратегию, то, скорее всего, он будет прятаться в родном городе Тикрит, расположенном к северу от Багдада.
Конечно, точно угадать, по какой модели могут развиваться события в Ираке, нельзя. Единственное, что удалось Хусейну за два десятилетия пребывания у власти, - это выжить, так что вполне возможно, он изберет путь Иди Амина. Однако один американский чиновник, давно наблюдающий за Хусейном, сказал: "Он уйдет как Гитлер".