Фантастический результат Ильхама Алиева и беспорядки в Баку
В Баку, столице Азербайджана, когда сторонники оппозиции пытались выразить свой протест против официальных результатов президентских выборов, дело дошло до беспорядков. Фаворит, Ильхам Алиев, получил якобы почти 80% голосов. Глава делегации наблюдателей от ОБСЕ говорит об упущенном шансе.
"Азербайджану не повезло с новым зачином", - сказал в четверг один дипломат, когда он вместе с сотнями других наблюдателей, просто прохожих и журналистов смотрел, как большой наряд полиции взял в кольцо несколько тысяч демонстрантов на бакинской площади Свободы. "Независимость началась с фальстарта, демократизация тоже, а теперь новая эра тоже начинается с фальстарта".
После того как уже ночью перед штаб-квартирой оппозиционной партии "Мусават" разразилась непродолжительное, но серьезное уличное сражение между приверженцами "Мусавата" и силами безопасности, сторонники Исы Гамбара, кандидата от партии "Мусават", в четверг после полудня сломали полицейский кордон и пошли в атаку, опустошая все на своем пути, на большую площадь Свободы в азербайджанское столице.
Эта площадь имеет большое символическое значение. Там в начале девяностых годов в течение двадцати дней без перерыва проходило заседание собрания националистических сил, которое повело Азербайджан по пути независимости.
Старые рефлексы в "новую эру"
Утром стало ясно, что президентские выборы накануне постигла та же судьба, что и последний поход в урнам в Чечне. Они, как жестко сказал на пресс-конференции Айхер, глава делегации наблюдателей от ОБСЕ, это еще один "упущенный шанс". Избирательная комиссия объявила, что кандидат от правящей партии Ильхам Алиев набрал почти 80% голосов, тогда как его самый сильный конкурент Иса Гамбар - только 12%.
Еще в воскресенье в Баку Гамбар смог вывести на последнюю большую демонстрацию более 100 тысяч своих восторженных сторонников, а теперь по стране в целом он получил всего лишь около 350 тысяч голосов.
Различные источники, заслуживающие доверия, единогласно утверждают, что, по их подсчетам, основанным на собственных наблюдениях, Ильхам Алиев набрал от 57 до 60% голосов, а Гамбар - от 25 до 30%. Однако старые рефлексы азербайджанской бюрократии, взращенное Гейдаром Алиевым, отцом Ильхама, за время его десятилетнего президентского правления, основанные на безусловном и опережающем послушании, не оставили шанса ни для просто хорошего, но не подавляющего результата Ильхама Алиева, ни для умеренного успеха кандидата в президенты Гамбара.
Конечно, и "Мусават", партия Гамбара, оказала своему лидеру медвежью услугу, выступив с заявлением, что ее кандидат в действительности получил более 70% голосов, а Ильхам Алиев - только 3%. А заявления Гамбара и нескольких его соратников, что в случае необходимости они придут к власти насильственным путем, были столь же высокопарными, сколь и безответственными. Однако горечь от того, что Гамбар и его партия на смогли занять заслуженное место на политическом поле Азербайджана, безусловно понятна.
Настоящие проблемы остаются на заднем плане
Отец Ильхама в значительной степени определял судьбу Азербайджана в течение тридцати лет с небольшим перерывом. Бывшие соратники теперь тяжело больного 80-летнего самодержца говорят, что около 95% всех важнейших решений принималось непосредственно Гейдаром Алиевым.
При этом даже у убежденных сторонников его сына Ильхама была большая надежда, что тот откроет новую эру экономической либерализации и политической демократизации. Демонстранты, бросающие камни, и полицейские, пускающие в ход дубинки, стали в четверг однозначным доказательством того, что начало долгожданной новой эры откладывается.
Ильхам Алиев, если он вообще этого хотел, ничего не сделал для того, чтобы достоверными результатами выборов создать для себя солидную стартовую площадку для больших начинаний, которые предстоят ему в течение ближайших месяцев. Теперь ему придется уделить время трудному кризисному менеджменту, чтобы положить конец уличным выступлениям, сопровождающимся применением силы, причем таким образом, чтобы излишней жестокостью не спровоцировать волнения в других кругах.
Тем самым по-настоящему важные для страны моменты отодвигаются на задний план. На волне разрастающегося нефтяного бума Алиеву-младшему необходимо всего-навсего позаботиться о диверсификации азербайджанской экономики, что повлечет за собой рост доходов населения.
Сегодня Азербайджан - это страна третьего мира, около 70% его населения живет ниже уровня бедности. От него требуется обеспечить прозрачность принятия управленческих решений, чтобы поставить заслон всепроникающим коррупции и произволу.
При этом он неминуемо наживет себе врагов, к примеру, в рядах старой гвардии, которая уже давно пристроилась у кормушки. В случае обоснованной победы на выборах, которая ни для кого не была бы унизительной, он мог бы в целях совместной борьбы предложить оппозиции тактический компромисс.
Эквилибристика во внешней политике
Трудные вопросы ждут нового президента также в области внешней политики. Конфликт с Арменией вокруг Нагорно-Карабахской области и будущее Кавказа, который входит в сферу интересов России, Турции и США, тесно связаны друг с другом.
До тех пор пока соседняя Грузия стоит на краю пропасти, а будущее Армении и Азербайджана определяется карабахским конфликтом, Южный Кавказ будет оставаться нестабильным регионом.
Хотя Анкара, Москва и Вашингтон уже одобрили порядок наследования в Баку открытыми встречами с молодым Алиевым (глава турецкого правительства Эрдоган и российский президент Путин также уже поздравили его с победой на выборах), новому президенту нельзя забывать, что между государствами не бывает дружбы, а только совпадение или несовпадение интересов.
В Баку под звуки бьющихся стекол, взрывов гранат со слезоточивым газом и крики народных масс возрождается призрак первой половины 90-х годов. В смуте раннего периода независимости улицы, парки и базары прекрасного города, расположенного на берегу Каспийского моря, стали местом охоты для всяческих темных элементов.
Гейдар Алиев положил конец этому хаосу, а потом и упрочил стабильность. До беспорядков, начавшихся в среду вечером, для мужчин и женщин было само собой разумеющимся, что даже ночью можно спокойно ходить по узким переулкам в центральной части города. Но Гейдар Алиев в конце 90-х упустил возможность превратить стабильность в надежный капитал и постепенно ослабить хватку, которой он удерживал страну.
Удастся ли сделать это его сыну после фальстарта, станет решающим фактором для будущего Азербайджана. 80-процентный результат Ильхама Алиева явно не облегчил ему эту задачу.