Эксперт в области общественных наук Жак Сапир выступает с осуждением европейских санкций в отношении России и Украины и предлагает учредить в рамках СНГ Платежый союз для выхода из политического и экономического кризиса.
С интервалом в несколько дней Европейский парламент рассмотрел вопросы о санкциях в отношении двух крупнейших государств, образовавшихся после распада Советского Союза: России и Украины. Война в Чечне и референдум, угрожающий основам парламентаризма, поставили вопрос о применении санкций. Действия, о которых идет речь, достойны осуждения, но меры наказания порождают больше проблем, чем решают.
Для того, чтобы осуждать, нужно выступать с моральных позиций, отличающихся от тех, которые занимают в настоящее время европейские страны. Западные страны достаточно терпимо относились к первой чеченской войне (1994-1996 гг.), развязанной в эпоху правления Ельцина, хотя уже в то время существовала практика создания "фильтрационных лагерей" и совершались убийства российских журналистов. Американский президент Билл Клинтон даже отважился сравнить этот конфликт с войной Союза против и южных штатов. Запад и европейские страны приветствовали применение силы против российского парламента в 1993 году. Их дипломатические представительства сознательно молчали о массовых нарушениях, допущенных в ходе референдума по конституции в 1993 году и в ходе президентских выборов в 1996 году. И чему, в таком случае, удивляться: нынешняя критика Запада воспринимается как лицемерие, а в худшем случае, как повод для изоляции указанных стран.
Возникает вторая проблема. Эта критика не может привести к окончанию действий, ставших предметом общественного осуждения. Прежде всего потому, что в Москве и Киеве возмущение западных стран воспринимается как безосновательное, поскольку реакция Запада имеет избирательный характер, а население России и Украины может обвинить Запад в своих несчастьях. Санкции не приведут к изменениям ситуации в этих странах. Нельзя применять санкции, не имея на то морального права. Объявлять санкции, не предлагая ничего взамен - явная политическая ошибка, и каждая из таких ошибок хуже преступления.
Как не увидеть в этом гневе радость от возможности вновь найти "империю зла", которую можно подвергнуть осуждению. Это очень удобная позиция, поскольку она позволяет отодвинуть на второй план актуальную дискуссию об ответственности Запада за нынешний этап развития упомянутых стран.
Кризисные ситуации в России и Украине весьма симптоматичны. Можно допустить, что переходный процесс в некоторых странах забуксовал. Неадекватность западной помощи, строго ограниченной условиями, подверглась критике в документе, подготовленном французской стороной к предстоящей встрече "семерки". Эта помощь завела некоторые страны в тупик. Кризисные ситуации в экономической, социальной и политической областях проявляются сегодня в явлениях, которые приводят нас в ужас. Об этом надо было думать раньше! У бедных людей бедный выбор, а страны бывшего Советского Союза бедны.
Если возникает желание привить импонирующие нам политические манеры, необходимо выдвигать предложения и возвращаться к основополагающим проблемам. Длительность и масштабы экономического кризиса в странах СНГ приводят к росту антизападных и антидемократических настроений. Неспособность западных партнеров приспособить свою политику к синдрому "усталости от реформ", проявляющемуся в России и Украине, ограничивают возможности оказания влияния на события в будущем. Неадекватность реакции стран ЕС на неудачи переходного периода вызывает лишь озлобленность. Слишком долгое ожидание результатов переходного этапа, чрезмерная нищета и страдания доводят до крайности население этих стран. Они восприимчивы к действиям криминала в Западной Европе, способствующего росту мафиозных структур на территории ЕС, и к политическим настроениям, противоположным тем, которые были популярными в 1990-1992 годах. Никогда раньше рыночная экономика не была такой непопулярной, никогда демократия в этих странах не была в такой степени дискредитирована. Смириться с подобной ситуацией все равно, что согласиться с тем, что на востоке Европы появилась социальная и политическая пороховая бочка, и что окончательно утрачена возможность превращения европейского континента в политико-экономическую организацию, возникновение которой ожидали с самого окончания холодной войны.
Зло необходимо искоренять. Кризис в экономике в значительной степени связан с обвалом внутренней торговли, произошедшей в результате распада СССР. Время и факты свидетельствуют о том, что упомянутые страны не могли полностью и эффективно заменить эту разрушенную торговлю расширением связей с развитыми рыночными экономиками. Основной причиной является слишком слабая конкурентоспособность товаров, прежде всего, из-за их низкого качества. Было бы иллюзорным и даже преступным полагать, что в предстоящие годы здесь могут быть достигнуты значительные успехи, принимая во внимание то, что страны ЕС и США с каждым днем все больше и больше защищают себя от того, что в некоторых упомянутых странах называют "демпингом". Сокращение объемов такой торговли можно считать следствием отсутствия адекватной системы оплаты. Иллюзия того, что можно быстро и легко добиться конвертируемости валюты, стоила этим странам слишком дорого.
Из этого тупика можно было бы выйти при помощи предложения, которое разблокировать ситуацию в политическом и экономическом отношении. Необходимо способствовать обмену между упомянутыми странами путем учреждения в рамках СНГ Платежного союза по примеру Европейского платежного союза, успешно функционировавшего с 1948 по 1959 годы.
Существование платежного союза предполагает наличие трех вещей. Эта система позволяет сделать конвертируемой на определенный, обговариваемый, период валюту указанных стран. Лишь окончательные расчеты производятся в валюте или через кредитные линии. Кроме того, это - система многостороннего кредитования, позволяющая развивать торговлю в противовес мероприятиям, направленным на разрушение административных и дискриминационных барьеров. Это, наконец, система, способствующая координации действий и сотрудничеству между центральными банками с целью установления устойчивого обменного курса между странами-участниками на определенный период. Эта устойчивость не исключает девальваций и ревальваций в конце периода в случае возникновения структурного дисбаланса. Устойчивый курс вводится лишь в отношении валют участвующих государств на основе единой валюты. Платежный союз значительно снизит стоимость трансакций, защитит торговлю от непредвиденного колебания обменного курса и позволит сократить объем бартерных обменов. Таким образом, увеличится прозрачность трансакций и масштабы рынка. Она позволит поднять объем товарооборота и деполитизировать торговые отношения. Эта система не только не запрещает странам-участникам вести торговлю за пределами Платежного союза, но и позволяет неуклонно увеличивать конкурентоспособность членов Союза на мировом рынке. Подобные процессы проявились в европейской промышленности в 50-е годы.
Сегодня существует реальная необходимость превращения евро в единую валюту и создания Евросоюзом начального фонда для обслуживания кредитной системы, как это сделали Соединенные Штаты в 1947 году. Таким образом, Европейский союз подтвердит в ощутимой и эффективной манере свою поддержку процесса реформ.
Это важно для Украины, оказавшейся в сложном экономическом и политическом положении. Россия, также как и Украина, крайне нуждается в экономическом росте. От этого зависит в будущем доверие к Путину. Развитие торговли в рамках СНГ приведет к быстрому росту на 10-15% ВВП. Участие ЕС в Платежном союзе, который объединит страны СГН и страны бассейна Черного моря, может рассматриваться российскими властями как средство установления привилегированных связей с Европой. Наконец, подобная инициатива будет положительно воспринята всеми политическими силами российского общества и позволит избежать восстановления бывшего СССР. Эта инициатива будет поддержана в Думе и ассоциациями российских производителей. Занимаясь реализацией этой инициативы, Европейский союз заявит о своем твердом намерении вывести переходный процесс из состояния застоя. Так ЕС сумеет примирить население и правительства с идеей создания Единой Европы вокруг основных демократий.
С точки зрения собственной логики, Европейский союз мог бы найти в проекте Платежного союза средство для решения сложных проблем, связанных с так называемой "второй волной" процесса интеграции. Перед лицом государств, названных потенциальными кандидатами на вступление в ЕС, но не способных выполнить минимальные требования, ЕС оказывается заложником идеи "все или ничего/сейчас или никогда". Отказы или затягивания, оправданы они или нет, порождают горечь и разочарование, чем могут воспользоваться националисты и популисты.
Поддерживая идею создания Платежного союза, Европейский союз сможет усовершенствовать свою восточноевропейскую политику. ЕС сможет противостоять попыткам американцев навязать свое видение экономической и политической организации европейского континента. Несмотря на не слишком значительное участие - первоначальный вклад будет оцениваться в 2-4 млрд. евро - ЕС вновь станет основной движущей силой на континенте и сможет наладить партнерство с Россией как равный с равным.
Этот проект может стать основным моментом во время председательства Франции в ЕС, которое начнется в июле. Наша страна лучше других смогла бы провести подобную инициативу.
Жак Сапир - директор Высшей школы общественных наук.