В деле создания представительного органа мусульман во Франции Никола Саркози безусловно добился того, что безуспешно пытались сделать его предшественники. С этим согласятся все ? и левые, и правые. Тем больше, однако, поводов задаться вопросом: а чем грозят нам последствия этого успеха?
Историческим прецедентом, который служит для министра внутренних дел и мотивацией, и своего рода "алиби", было решение Наполеона учредить представительный совет французов иудейской веры. Причем в то время вопрос еще не стоял ни о французском иудаизме, ни об иудаизме во Франции, ни о чем-либо другом, чуждом нации. Между тем мы увидели плоды инициативы Наполеона ? появление более или менее представительных институтов, которые пытаются говорить от имени того, что ? увы! ? именуется сегодня "общиной".
Только что избранный Французский совет мусульманской религии (ФСМР), бесспорно, постигнет та же участь: его руководители, не беря в расчет тех мусульман, которые считают себя просто французскими гражданами ? безотносительно к своей религиозной принадлежности, ? встанут на общинные позиции. Страшно даже подумать, какими были бы эти позиции, если бы французское правительство выступило, наподобие британского, в поддержку войны. Как мы видим, одна из организаций, вошедших в ФСМР, в "деле о мусульманском платке" уже заняла линию, противоречащую точке зрения нашего премьер-министра Жан-Пьера Раффарена.
Как бы то ни было, принцип, согласно которому религиозным структурам предоставляется власть над общиной, явно противоречит сложившейся концепции республиканского строя. По крайней мере, этот принцип таит в зародыше идею возможности такой политики, которая вместо служения универсальным ценностям будет обслуживать интересы (и предрассудки) иудеев и мусульман, не умеющих разделять религию и политику, а лояльность Республике ? от принадлежности к религиозным институтам.