В ключевых отраслях российской промышленности иностранным инвесторам рады все меньше и меньше. Российские бизнесмены используют связи в Кремле
На аукцион отправился сам генеральный директор. 7 апреля российское министерство природных ресурсов собиралось посредством аукциона реализовать лицензию на освоение одного из угольных месторождений. Андреа Клаварино, глава итальянского концерна Coeclerici, лично приехал в Москву, чтобы проследить за исходом схватки за кемеровское месторождение, которое оценивается в 330 млн тонн. Однако до аукциона дело не дошло. Он был отменен.
Назначенный на 30 марта аукцион по нефтяным месторождениям имени Требса и имени Титова в Баренцевом море тоже был внезапно отменен. Здесь со своим предложением выступил нефтяной концерн TNK-BP, который наполовину принадлежит компании British Petroleum. Аукцион по нефтегазовому месторождению Лодочное в Красноярском крае также неожиданно не состоялся.
Это якобы произошло "по приказу государства". Оно, очевидно, не захотело, чтобы там участвовали иностранцы, привела газета "Известия" слова Анатолия Ледовских, занимающего высокий пост в министерстве природных ресурсов. Нежелательность участия, а точнее говоря, нежелательность победы иностранных инвесторов уже относится не только к аукционам. Речь идет о ресурсах или отраслях промышленности, которые Кремль считает стратегически важными.
Бюрократы против Siemens
Эту новую политику ощутил на себе и концерн Siemens. В среду российская Федеральная антимонопольная служба запретила германскому концерну увеличить свою долю в "Силовых машинах" с менее чем 5% до почти 75%, за что Siemens собирался заплатить 400 млн долларов и обещал инвестиции, что давало ему контроль над ведущим производителем турбин в стране.
При этом Siemens и контролирующий до сих пор "Силовые машины" олигарх Владимир Потанин летом 2004 года получили от президента Путина благословение на эту сделку. Однако в середине декабря влиятельные бюрократы начали отговаривать Путина от сделки В их числе был Илья Клебанов, полпред президента в Северо-Западном федеральном округе, ранее в качестве вице-премьера - лоббист тяжелой и оборонной промышленности.
В письме Путину Клебанов указал на то, что техника для электростанций нужна и военным - дочерние фирмы поставляют генераторы для российских атомных подводных лодок, а также части для межконтинентальных ракет "Тополь-М". Поэтому, по его словам, участие немцев нежелательно. К этому мнению присоединилось и министерство промышленности, которому Путин поручил провести экспертизу. В итоге лишь министр экономического развития Герман Греф поддержал инициативу Siemens.
Ограничение или запрет иностранных инвестиций в стратегически важных отраслях имеют в России вековую традицию. Путин все больше прислушивается к силовикам с их выступлениями в пользу усиления государственного контроля в экономике. Осенью сам глава государства хвалил китайское руководство за то, что оно запрещает иностранцам контролировать ключевые отрасли промышленности.
Однако знатоки отрасли и журналисты, например экономический обозреватель Юлия Латынина, считают, что выпячивание неких стратегических государственных интересов - это повод, который используют силовики и связанные с ними бизнесмены для того, чтобы избавиться от неугодных конкурентов.
Аукцион по нефтегазовому месторождению, по данным "Известий", был отменен после того, как об этом попросила государственная "Роснефть": сначала якобы ей нужно было найти достаточное количество денег. Глава "Роснефти" Сергей Богданчиков, по слухам, был одним из инициаторов дела ЮКОСа, имея целью захватить "Юганскнефтегаз - филейную часть некогда крупнейшего российского нефтяного концерна.
Лицензии только для российских фирм
А сопротивление покупке концерном Siemens "Силовых машин", по данным газеты "Коммерсант" было организовано концерном "Базовый элемент" олигарха Олега Дерипаски, который сам хочет купить фирму. Правда, министр Греф надеется, что Siemens получит возможность сделать еще один заход - возможно, с компанией другой правовой формы.
В отмене аукциона по угольному месторождению тоже прослеживается вмешательство российских конкурентов. Еще 11 февраля министр природных ресурсов Юрий Трутнев высказался за то, чтобы давать лицензии на стратегически важные сырьевые месторождения и полезные ископаемые только тем фирмам, в которых большинство акций принадлежит российской стороне. Правительство присоединилось к этому мнению и уже направило в парламент соответствующий законопроект "О недрах".
Однако угольное месторождение не попало в приведенный правительством список стратегических месторождений. Официально министерство Трутнева обосновало отмену аукциона тем, что за день до этого был подан иск в связи с неясностью имущественных отношений на землю, на которой добывается уголь.
"Как-то странно, что предполагаемый владелец объявляется как раз за день до аукциона", - заявил г-н Клаварино газете Moscow Times. По его словам, сколько бы российское правительство ни говорило о прозрачности, однако де-факто иностранным фирмам невозможно получить лицензию.