Недавние шаги Москвы вызвали неподдельную тревогу деловых кругов Великобритании
Даже российским олигархам, для которых роскошь - это образ жизни, прошедшая неделя запомнилась как нечто выдающееся.
С внешней стороны это выглядело так. В Лондоне в рамках Российского экономического форума самые богатые и могущественные люди страны в субботу приняли участие в пышном банкете в Соммерсет Хаус, беседах в конгресс-центре Ее Величества Королевы Елизаветы II и в феерии в Альберт-Холле, на которой в роли хозяина выступал принц Эндрю.
Когда президент России Путин находится в Берлине, а три тысячи представителей российской деловой элиты общаются с инвесторами, кремлевскими советниками и британскими коллегами, мало кто может усомниться в прочности экономических отношений между Россией и Западом.
И все же всего несколько часов назад в Лондон пришли новости из Москвы о том, что ТНК-ВР, совместное англо-российское нефтяное предприятие, получило счет по налоговым недоимкам на сумму 1 млрд долларов - то есть почти в семь раз больше, чем ожидалось.
Волна паники была практически осязаемой. Заголовки газет кричали о пришествии очередного "дела ЮКОСа". Оптимизм 1990-х пошел на убыль два года назад, когда российское правительство поставило ЮКОС на колени с помощью налоговых требований. Развал самой успешной в России нефтяной компании и заключение в тюрьму одного из самых могущественных олигархов Михаила Ходорковского вызвало шок, от которого многие западные фирмы едва успели оправиться.
Вместо того чтобы праздновать успех Российского экономического форума, многие инвесторы и главы компаний испытывают тревогу.
Так могут ли британский бизнес и британские инвесторы доверять Путину?
Что касается BP, то эта компания проявила готовность охладить накалившуюся тревожную обстановку.
На ежегодной встрече компании на прошлой неделе ее директор Питер Сазерленд сказал, что не испытывает "излишнего беспокойства" в связи с налоговыми требованиями. Он объяснил, что они относятся к 2001 году, то есть к периоду до формирования ТНК-ВР как единого целого.
Настоящая проблема для ТНК-ВР - это проект закона, который скоро будет обсуждаться в российском парламенте: он может запретить компаниям, контролируемым иностранным капиталом, участвовать в разработке крупнейших российских ископаемых ресурсов.
В первоначальном варианте этого закона предлагалось, что компании, принадлежащие России меньше, чем на 51%, не допускаются до участия в конкурсах на получение лицензий. Однако теперь детали законопроекта оказались окружены облаком таинственности. Российские инсайдеры утверждают, что он может зайти значительно дальше, чем думали раньше.
Многие думают, что закон может фактически отрезать всем иностранным компаниям путь к участию в разработке таких активов.
Незадолго до этих сообщений стало известно об отклонении заявки немецкого концерна Siemens на покупку акций компании "Силовые машины", крупнейшего в России производителя энергетического оборудования.
Рональд Фриман, ветеран инвестиций в России, директор компаний "Тройка Диалог" и "Норильский никель", говорит: "Создается впечатление, что в России провозглашается и насаждается политика экономической ксенофобии".
"Кроме того, кажется, что Путин либо не имеет в виду то, что говорит, либо он не контролирует ситуацию. Он сказал, что не допустит банкротства ЮКОСа, и ЮКОС обанкротился. Он сказал, что поддержит сделку Siemens, и она была заблокирована".
На этой неделе лорд Браун, глава BP, приезжает в Россию для встречи с Владимиром Путиным, которая, как он надеется, поможет бросить луч света во мрак, окружающий российские инвестиции.
Западные нефтяные гиганты и ряд других иностранных компаний будут с нетерпением ожидать исхода этой встречи.