Правительство собирается временно завоевать сектор Газа, чтобы "восстановить там порядок". Дилемма
"Начинать или нет большое наступление, за которое нам придется заплатить многими жизнями и средствами?" Такая дилемма будоражит израильское руководство после победы "Хамаса" на выборах (в январе 2006 года) и - главным образом - после путча 15 июня 2007, в результате которого исламистское движение взяло в свои руки бразды правления в секторе Газа. Разумеется, на официальном уровне Израиль демонстрирует единодушную позицию по отношению к исламистской организации. Все члены правительства, от премьер-министра Эхуда Ольмерта до самых мелких заместителей министров, заявляют, что "никогда не вступят в переговоры с "Хамасом", пока он не примет условия, поставленные международным сообществом", а именно: отказ от терроризма, признание права Израиля на существование и принятие соглашений, подписанных еврейским государством с арабскими соседями.
Чтобы подчеркнуть свою решимость, Израиль уже два года держит сектор Газа в железном кольце блокады. Израильская армия пропускает на территорию только строго ограниченный минимум гуманитарной помощи, и КПП большую часть времени закрыты. Но, несмотря на то, что они отказываются открыто в этом признаваться, израильские лидеры раздражены происходящем в Газе. Их политика блокады, цель которой - настроить палестинское население против "Хамаса", не дает ожидаемых результатов, а стратегия "точечных ликвидаций" и практически ежедневных рейдов в рамках операций "антитеррористической зачистки" не мешает усилению исламистского движения.
"Израильское руководство больше всего опасается, что какое-нибудь европейское государство согласится вести переговоры с "Хамасом" даже по второстепенным вопросам, - объясняет политолог Амнон Вайнштейн. - Такая инициатива погубила бы все попытки двух последних лет изолировать сектор Газа. Кроме того, она бы вскрыла тот факт, что Эхуд Ольмерт и его главные министры не смогли выработать последовательную стратегию по отношению к "бельму", каким с их точки зрения является Газа. Иерусалим реагирует на события разрозненно, часто прибегая к самому простому решению, то есть к использованию военной силы".
Да, в последние месяцы раздавались отдельные голоса - в том числе и бывшего главы "Моссада" Эфраима Халеви - считающие, что Израилю никогда не победить "Хамас" и политические переговоры с целью заключить "худну" (перемирие) были бы, несомненно, выгоднее еврейскому государству. Но Эфраим Халеви и его единомышленники одиноки. "Генштаб оказывает давление, чтобы получить возможность развязать крупномасштабное наступление с целью завоевать сектор Газа на несколько месяцев, но политическое руководство страны колеблется в зависимости от развития ситуации и изменений общественного мнения, - говорит военный обозреватель Алан Бен Давид. - Сегодня они говорят "да", завтра "нет", а потом "может быть". Газа для них - своего рода "горячая картошка", от которой они не знают, как избавиться".
В последние месяцы бывшие известные генералы, депутаты, экс- министры и ныне действующие члены правительства все чаще предлагают наметить четкую позицию Израиля по сектору Газа. Правительство так пока и не дало официального ответа. Сегодня в моде идея временно завоевать эту палестинскую территорию с целью "навести там порядок", а через несколько месяцев передать ее под контроль интернациональным войскам, аналогичным FINUL на юге Ливана. Насколько это реалистично? "Ситуация стала настолько неуправляемой, что следует допускать любой сценарий, - утверждает израильский политический комментатор Равив Друкер. - Проблема в том, что конкретизация самого незначительного проекта потребует нудных переговоров. Тем временем следует быть готовыми к тому, что ситуация продолжит ухудшаться в результате запусков палестинских ракет и ответных мер Израиля".